Заикание у детей – лечение, упражнения, массаж, причины

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза (упражнения и лекарства)

Лечение заикания у детей, самого распространенного нарушения речи, эффективно проводится с применением специально разработанных методик и на сегодняшний день имеет благоприятный прогноз.

Что делать, если ребенок начал заикаться, что такое заикание у детей, причины и лечение логоневроза — об этом и многом другом читайте в этой статье.

Логоневроз у детей — что это такое

Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы. Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.

При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:

  • прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина), либо с вынужденными паузами (м….ашина);
  • тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
  • безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
  • прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.

Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.

Как понять, что ребенок заикается? Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.

Причины возникновения логоневроза у детей

Почему ребенок заикается? Причинами этого могут быть:

  • эмоциональные и информационные перегрузки;
  • перенесенные болезни и осложнения после них;
  • подражание заикающимся близким;
  • врожденная слабость органов артикуляции;
  • наследственность;
  • травмы при родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • органические нарушения в работе головного мозга.

Если чересчур эмоциональный, робкий, впечатлительный ребенок начал заикаться в 2 или 3 года, причиной мог стать сильный испуг.

Причинами заикания у детей 3, 4, 5 лет, когда активно идут процессы становления речи, пополнения словарного запаса, могут быть информационные перегрузки. Лечение в таких случаях обязательно предусматривает организацию щадящего режима дня с продолжительным пребыванием на свежем воздухе, достаточным временем сна, отсутствием стрессов и исключением взаимодействия с компьютерной техникой.

Иногда ребенок может заикаться, подражая кому-то из близких, особенно, когда процесс «говорения» в самом разгаре.

Болезни с осложнениями существенно снижают иммунитет ребенка, делают его чересчур чувствительным к проявлениям внешнего мира и могут спровоцировать нарушение речи. Вялые артикуляционные мышцы, ленивый язык отнюдь не способствуют плавному течению речи и тоже могут быть причиной логоневроза.

Случаи заикания вследствие органических изменений головного мозга считаются сложными и требуют глубокого и длительного лечения.

Виды и типы заикания у детей

Если спазм артикуляционных органов происходит на фоне волнения, эмоционального напряжения, а в отсутствие стресса этого нет, то это невротический вид логоневроза. Если ребенок заикается постоянно, независимо от внешних условий, из-за нарушений физического и психического развития, то имеет место неврозоподобный вид патологии.

По характеру проявления заикание подразделяется на типы:

  • тонический, когда из-за спазма речевых мышц возникает затяжная пауза, звуки даются с трудом, напрягается лицо, нарушается дыхание;
  • клонический, когда звуки, слоги повторяются неоднократно;
  • смешанный, когда есть признаки и тонического, и клонического типов.

Чтобы завуалировать дефект, ребенок улыбается, кашляет, зевает. Или сжимает кулачки, притопывает ногой, чтобы как-то преодолеть проблему. Как помочь маленькому человеку? Как избавить ребенка от заикания? Прежде чем приступать к лечению, имеет смысл поговорить о психологических корнях проблемы.

Психосоматика логоневроза у детей

Психологи утверждают, что методы воспитания ребенка в семье могут оказать влияние на появление проблем с речью. Они связаны с типами детской психологии:

  • Истерический. Это тот тип, когда ребенку все можно. Его балуют, исполняют любое его желание. Трудные времена наступают, когда надо “выходить в свет”, например, в детский сад и быть, как все. Стресс может спровоцировать заикание.
  • Неврастенический. В этом случае ребенка подавляют из-за несоответствия идеалам, которых водрузили на пьедестал родители. Пренебрежение, нежелание считаться с его мнением, унижение достоинства — такое психологическое давление может стать причиной логоневроза.
  • Психастенический. Гиперопека родителей, полная подконтрольность им делает ребенка неуверенным в себе и робким. Общение со сверстниками дается ему с трудом. Такой ребенок может начать заикаться.

В группе риска впечатлительные и слишком ранимые дети, нерешительные и несмелые.

Чтобы уберечь беззащитного маленького человека от беды, имеет смысл не баловать ребенка, считаться с его мнением, создавать условия для общения со сверстниками, разрешать познавать окружающий мир без гиперконтроля с родительской стороны. Такая любовь к своему ребенку сделает из него свободного человека.

Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечение заикания в домашних условиях

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

Как помочь ребенку справится с заиканием с помощью массажа?

Добрый день, дорогие читатели нашего сайта! В продолжение темы массажа мы сегодня затронем тему детского заикания. У многих из нас ребенок страдает подобным нарушением речи, а кто-то и сам помнит, как стеснялся выступать на публике из-за этой проблемы.

Казалось бы, какая связь между нашей речью и физиотерапией, и как массаж при заикании у детей поможет восстановить нормальную функцию речи? На самом деле связь есть, и достаточно прочная. Для начала давайте разберемся, что представляет собой заикание и почему оно возникает у детей.

В чем заключается механизм заикания?

Как известно, мы можем говорить благодаря работе речевого центра головного мозга, который еще называют центр Брока. С речевым центром связан артикуляционный аппарат (язык, губы, небо, голосовые связки) и мышцы лица, которые мы задействуем, когда говорим.

Заикание не связано с органическим поражением речевого центра или артикуляционного аппарата. Механизм заикания заключается в неврологических нарушениях, при которых наблюдается чрезмерная возбудимость нервов речевого аппарата и нарушенная активация речевого центра головного мозга.

Причины заикания могут быть различные:

  • нервные перегрузки у ребенка (например, если родители взвалили на него слишком много – школа, кружки, спортивная секция);
  • психологическое напряжение и стрессы (ссоры в семье, развод родителей);
  • врожденные особенности работы нервной системы – чрезмерная возбудимость, повышенная тревожность, чувствительность к внешним раздражителям;
  • наследственная предрасположенность.

Мальчики в три раза чаще страдают заиканием. Почему так происходит, ученые не дают ответа. Но если у вашего ребенка наблюдается это нарушение речи, ваш долг – помочь ему справиться с ним.

Если затянуть, то это выльется для малыша неуверенностью в себе, комплексами, необщительностью и другими психологическими проблемами в подростковом и юношеском возрасте. Начинайте действовать прямо сейчас: обратитесь к логопеду или запишитесь на курсы специального массажа.

Действительно полезен ли массаж при заикании?

Массаж при заикании – это логопедический массаж, который предназначен для устранения неврологического нарушения. Как известно, между нервными окончаниями на коже и различными центрами головного мозга существует прочная связь. Воздействуя на кожу и мышцы, мы косвенно влияем на наш «центр управления полетом», т.е. на мозг.

И если с помощью массажа можно нормализовать артериальное давление и снять стресс, то почему нельзя различными техниками физиотерапии улучшить работу нашего речевого аппарата?

Логопеды успешно применяют различные техники лечения заикания у детей от 2 до 6 лет. Используются две основных техники логопедического массажа:

Параллельно с массажем используются различные виды консервативного лечения: физиотерапия (гимнастика, упражнения), специальные упражнения на артикуляцию. Для снижения возбудимости нервной системы у ребенка прописывают безопасные седативные препараты, которые снижают напряжение и помогают расслабиться.

Ведь известно, что у малышей, страдающих заиканием, имеются различные психологические проблемы – застенчивость, бурная фантазия, комплексы и другие схожие состояния. Для него важна комфортная эмоциональная атмосфера в доме, малыш не должен быть свидетелем ссор между родителями.

Кто должен делать логопедический массаж ребенку?

Все виды массажа в идеале должен выполнять специалист – дипломированный логопед с медицинским образованием. Процедура выполняется вручную в специализированном массажном кабинете. Психологический комфорт во время массажа очень важен, т.к. конечная цель всех процедур – снять нейромышечное напряжение у ребенка.

Врач, который проводит процедуры, должен нравиться малышу. Процедура проводится в теплом и чистом помещении, перед визитом к логопеду его необходимо проветривать. Руки массажиста должны быть чистыми, ногти – короткими, на кистях рук не должно быть украшений, способных травмировать кожу ребенка.

Как правильно делается логопедический массаж при заикании?

Зона воздействия – голова, лицо, шея, мышцы плеч, верхняя часть грудной клетки и спины. Сегментарный массаж заключается на поочередном воздействии на определенные мышцы, которые отвечают за речь. Точечная техника состоит в воздействии на специальные точки на лице, которые способствуют миорелаксации. Эти точки находятся не только на лице, но и на руках, голенях, голове и спине.

Схема выполнения такова:

  1. Ребенок ложится на спину, руки и ноги лежат свободно и расслаблено.
  2. Специалист поочередно воздействует на мышцы или точки акупунктуры, отвечающие за артикуляционный аппарат (в области лица и шеи).

Сегментарный массаж

Техника воздействия достаточно простая. На мышцы лица, головы, шеи, плеч и спины специалист воздействует следующими способами:

  • поглаживания – используются в самом начале процедуры;
  • растирания – они активизируют кровообращение и нормализуют проводимость нервов;
  • разминания – активизируют обменные процессы в мышцах;
  • вибрация – снимает напряжение или повышает тонус мышц;
  • нажатия – улучшают метаболизм в мышцах.

Для получения эффекта нужно делать каждый день на протяжении 2-3 недель. Первые сеансы длятся не более 5 минут, но постепенно их длительность увеличивается до 20 минут.

Точечный массаж

Эта техника воздействия заключается в мягком нажатии подушечками пальцев на точки, находящиеся на лице, а также других частях тела. Специалисты в массажных кабинетах использует технику шиацу, в соответствии с которым активные точки находятся в следующих зонах:

  1. Между бровями.
  2. В области носогубного треугольника.
  3. Возле крыльев носа.
  4. На подбородке.
  5. На мочках ушей.
  6. Под коленной чашечкой.
  7. Над лодыжками.
  8. В волосистой части головы.

Параллельно с процедурой рекомендуется включить спокойную расслабляющую музыку. Логопед должен спокойно разговаривать с малышом, чтобы ему было комфортно. Делать массаж нужно ежедневно в течение 2-3 недель, после чего нужен перерыв. В общей сложности курсы нужно повторять в течение 2-3 лет, чтобы увидеть положительную динамику.

Читайте также:  Приобретенный порок сердца - симптомы, лечение, профилактика

В идеале шиацу должен выполнять специалист. Но это достаточно простой вид физиотерапии, и родители при желании могут освоить основные приемы и правила воздействия.

На этом все, дорогие читатели! Надеемся, что наш материал принесет пользу вам и вашим знакомым, и вы захотите поделиться им с друзьями в социальных сетях. До встречи на новых страницах нашего сайта!

Занятия с логопедом: заикание. Видео

Нажимая на кнопку “Получать статьи”, я даю согласие рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Гимнастика для речевого аппарата: комплекс упражнений от заикания

Заикание или логоневроз — проблема произношения, с которой сталкиваются около 15% детей и взрослых. Заболевание характеризуется спазмическими остановками речевого потока, и вызывает массу комплексов у пациентов.

Лечение заболевания эффективно с использованием методик артикуляционной и дыхательной гимнастик.

В этой статье рассмотрим комплекс логопедических упражнений и артикуляционной гимнастики для формирования и развития речевого дыхания у заикающихся, лечения и последующего устранения заикания у взрослых, преодоления логоневроза детей и подростков.

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания.

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Какие именно виды логоневроза поддаются исправлению?

Заикание является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  • клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  • смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов и встречающийся в практике логопеда наиболее часто.

Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи.
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

Кроме того, специалисты выделяют типы заикания по причине их возникновения.

Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют:

  • укреплению мышц;
  • регуляции дыхательного ритма;
  • расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию.

При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии.

В последнее время дефектологи склоняются к мысли, что данное деление архаично. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

В каком возрасте возможно применение?

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Впрочем занятия следует проводить при любой стадии заболевания.

Согласно наблюдениям, проще всего вылечить логоневроз в детском возрасте 2-4 лет. У подростков задача несколько затрудняется, поскольку течение заболевания усугубляется психо-эмоциональными особенностями пубертатного периода.

Как это ни парадоксально, взрослые пациенты сложнее адаптируются к ритму занятий, быстрее утомляются в процессе тренировки.

Гимнастики назначают независимо от возраста пациента. Результативность их применения зависит от систематичности и частоты проведения.

Противопоказания для заикающихся взрослых и детей дошкольного и школьного возраста

Абсолютного медицинского запрета на проведение гимнастики не существует, все препятствующие проведению факторы носят временный характер. Зарядку артикуляции проводить запрещено при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости. При ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить.

Аналогичная ситуация с дыхательной гимнастикой. Помимо этого проводить ее необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды;
  • прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.
  • В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Разумеется, что его физическое состояние должно позволять ему совершать упражнения, предписанные логопедом.

    Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

    Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

    Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

    Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

    «Цветочный магазин»

    Пациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

    Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

    После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

    «Свеча»

    Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

    «Певец»

    Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

    Психологические на развитие голоса

    Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

    Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

    Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

    Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

    Метод Стрельниковой

    Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

    «Ладошки»

    При выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

    На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

    Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

    «Погончики»

    Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

    «Насос»

    Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

    Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

    Артикуляционная

    Занятия для подвижности нижней челюсти

    Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:

    1. Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
    2. Движение челюстью вперед-назад.
    3. Движение челюстью влево-вправо.

    Зарядка для губ

    Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:

  • Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
  • Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
  • Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
  • Для укрепления мышц языка

    Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:

    1. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
    2. Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
    3. Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
    4. Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
    5. Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

    Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:

    Плюсы и минусы методов и применение в домашних условиях

    Занятия артикуляционной и дыхательной гимнастикой показывают высокую результативность в практике. Поэтому в подавляющем большинстве случаев пациентам с логоневрозом рекомендуют тренировки.

    Как в виде самостоятельной терапии, так и в поддержку медикаментозному лечению, методики облегчают течение заболевания и способствуют полной нормализации речи.

    Еще одним преимуществом является простота применения методов. Изучив их и выработав корректное исполнение со специалистом, пациент может заниматься самостоятельно без посещения кабинета врача.

    Дыхательная гимнастика положительно влияет не только на состояние мышц речевого аппарата, но и на психологическое состояние, облегчая стресс и успокаивая тренирующегося. Правильное дыхание и поступление кислорода в кору головного мозга активирует его работу и способствует улучшению общего здоровья пациента.

    К минусам гимнастик можно отнести разве что необходимость систематических тренировок. Невозможно достичь видимых результатов после пары упражнений. Для излечения необходимо упорно и усердно заниматься. Видимый эффект прослеживается спустя 2-3 месяца постоянных тренировок.

    Еще один недостаток — это невозможность исцеления от неврозоподобного заикания с применением только консервативного метода. Приема лекарств в подобном случае не избежать.

    Принимая во внимание все преимущества и результативность гимнастик, неудивительно, что неврологи прописывают их пациентам с логоневрозом помимо других медикаментозных и терапевтических способов лечения.

    Для неопытного пациента начинать занятия лучше с опытным специалистом по логопедии. Однако в дальнейшем тренировки допустимо проводить самостоятельно. Эффективность от этого не снизится.

    Заикание у детей

    Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

    Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

    Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

    Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

    Причины заикания у детей и факторы риска

    Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

    К факторам риска относятся:

    • наследственная предрасположенность;
    • врожденная слабость речевого аппарата;
    • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
    • органические патологии центральной нервной системы;
    • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
    • чрезмерные психические нагрузки;
    • нарушения обмена веществ.

    Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

    Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.

    Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

    Формы заикания у детей

    По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

    • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
    • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

    Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

    В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

    • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
    • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
    • смешанное.

    Стадии заикания у детей

    В развитии патологии выделяют четыре стадии:

    1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
    2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
    3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
    4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.
    Читайте также:  Вальгусная деформация стопы и пальцев - лечение

    Симптомы

    Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

    К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

    Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

    Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

    Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

    При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

    В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

    Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

    Диагностика

    Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

    Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

    Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

    Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

    • трудности и запинки в начале речи;
    • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
    • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

    С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

    Лечение заикания у детей

    Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

    При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

    При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

    Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

    Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

    Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

    Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

    Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

    Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

    Массаж при заикании у детей

    Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

    Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

    Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

    Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

    Упражнения при заикании у детей

    Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

    Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

    Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

    Возможные осложнения и последствия

    Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

    Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

    При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

    Прогноз

    При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

    Профилактика

    В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

    • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
    • расширение кругозора ребенка;
    • избегание чрезмерных психических нагрузок;
    • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
    • правильное обучение ребенка речи;
    • рациональное питание;
    • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

    Видео с YouTube по теме статьи:


    Эффективность массажа при заикании у детей

    Вызванное спазмированием мышц нарушение темпа речи, многократное повторение гласных звуков носит название заикания. Проявляется оно в возрасте 3–5 лет. Лечение предполагает комплексное воздействие, включающее физиотерапию, предполагающую раздражение нервных рецепторов кожных покровов с целью улучшить кровообращение в мозгу.

    Цель процедуры

    Массаж при проявлениях заикания у детей нужен, чтобы улучшить кровообращение в структурах мозга, отвечающих за двигательные реакции речевого аппарата. Действие процедуры можно отметить уже после первых сеансов.

    • улучшение мышечного тонуса гортани, глотки, языка, мимических структур; подготовка артикуляции;
    • устранение повышенного слюноотделения;
    • включение в рабочий процесс частично атрофированных мышц;
    • стимуляция центров Вернике и Брока в ЦНС, регулирующих связную, развернутую фразовую речь;
    • расслабление, позволяющее снизить тревожность.

    Ученые установили связь между заиканием, остеопатией и массажем. Методика воздействия на нервные окончания, которые находятся под кожей, снимает спазмы нервных центров в головном мозгу. Путем механического влияния на кожные рецепторы удается улучшить обмен веществ, что способствует отведению лимфы и обогащению крови кислородом. Нервные центры передают импульс о расслаблении в ЦНС.

    За счет улучшения обменных процессов малыш лучше ест и спит, чувствует прилив бодрости, меньше капризничает.

    Разновидности логопедического массажа

    Физиотерапевтические процедуры для лечения заикания делят на 4 вида:

    • точечный массаж;
    • классический массаж;
    • зондовый массаж;
    • сегментарный массаж.

    Точечный массаж при заикании у детей заключается в механическом раздражении гиперчувствительных точек на теле ребенка. Большая часть из них находится в области волосяного покрова головы, лицевой части.

    Классическая техника характеризуется наиболее мягким воздействием. Включает приемы поглаживания, вибрации. Направлена на расслабление мышц всего тела и активизацию участков, отвечающих за речь.

    Зондовая техника выполняется с использованием зонда. Массаж отличается довольно жестким воздействием, поэтому применяется в комплексной терапии заикания у детей от 4 лет. Противопоказаниями к этой технике является склонность к эпилепсии, судорогам.

    Сегментарный массаж предназначен для проработки мышц, отвечающих за движение речевого аппарата.

    Выбор техники полностью зависит от интенсивности симптоматики и состояния пациента. Показаны комбинированные способы, направленные на расслабление одних участков и возбуждение других.

    Массирование в домашних условиях при заикании у детей может проводиться мамой самостоятельно после консультации и обучения. Обычно это классическая техника. Точечный массаж выполняет специалист.

    Противопоказания к применению

    Любые техники массажа активируют мозговые центры, что может стать причиной ухудшения состояния пациента при наличии дополнительных патологий, хронических и инфекционных заболеваний. Противопоказания к массажным манипуляциям:

    • пневмония, вирусные болезни, отит, ангина;
    • болезни крови;
    • онкология;
    • повреждения кожных покровов;
    • высыпания на коже аллергического характера;
    • рефлекс рвотный;
    • температура;
    • воспаление лимфоузлов.

    Массаж сегментарный

    У заикающихся детей часто выражен тонус мышц. Воздействуя на определенные сегменты, удается расслабить язык и снять напряжение с нижнечелюстных мышц. Для начала работают с шеей. Ладонями обеих рук выполняются поглаживания вдоль нее сверху вниз. Затем поглаживают область щитовидной железы, здесь необходима точность и аккуратность. Боковую поверхность прорабатывают, двигаясь рядом с ушными раковинами. Увеличивают амплитуду движения до подмышечных впадин. Выравнивают голову по центру так, чтобы ребенок смотрел вперед, немного вытягивая шею. Поворачивают голову вправо-влево 3–5 раз. Опускают и поднимают голову столько же.

    Осуществляется переход к лицевым мышцам. Поглаживающими движениями прорабатывают лобную зону и лицевые мышцы. Движения направлены от центра в стороны.

    Воздействие точечное

    Когда ребенок начинает запинаться, ему показан точечный массаж. Правила проведения манипуляций:

    • прикосновения легкие, без сильного давления;
    • воздействие на одну точку занимает 2–3 сек, не более;
    • на сеансе не прорабатывается более 4 активных точек;
    • количество прорабатываемых сегментов с каждым последующим сеансом увеличивается на 4 точки;
    • массаж не проводится, если ребенок раздражен, плачет — он должен чувствовать себя комфортно;
    • манипуляции проводятся чистыми, теплыми, сухими руками;
    • массаж начинают через час после еды и не дают малышу есть еще час после процедуры, воду комнатной температуры после дают обязательно.

    Точечный массаж часто сочетают с сегментарной техникой. Предварительно расслабив зажатую мышцу, начинают давление на точки. Первый сеанс длится 5 мин. Постепенно время доводят до 20 мин.

    В момент проведения массажа специалист наблюдает за состоянием пациента. Если он чувствует себя плохо, нервничает, массаж прекращают. Если манипуляции проводятся на детях школьного возраста, на 1–2 недели их отстраняют от учебы, ограничивают социальное общение. В комплексе проводятся занятия с логопедом с выполнением домашних заданий. На это отводится 2 часа.

    Схема точечного массажа лица

    Выполняется процедура подушечками пальцев. Пациент находится в лежачем положении на спине или сидит в удобном кресле с высокой спинкой. В центр лба устанавливают подушечки указательных пальцев, проводят в стороны над бровями, продвигаясь к вискам. Манипуляция выполняется 2–3 раза. Далее пальцы располагают по обе стороны переносицы, напротив внутренних уголков глаз. Легко надавливают на точки и удерживают 2–3 сек.

    Затем двигаются под глазами, вдоль косточек к вискам, поднимаются, проходят под бровями и возвращаются в исходную точку. Делают 3–5 круговых движений вперед и назад.

    Из исходной точки начинают легкие щипковые движения вдоль бровей. Из исходной точки на переносице делают несколько движений к крыльям носа, надавливая на них по 2–3 сек.

    Переходят к ушам. Указательным и большим пальцами берутся за мочки и аккуратными круговыми движениями массируют их. Надавливают на точку под мочками. Спускаются по шее вниз вдоль лимфатических узлов. На них не надавливают. Прием стимулирует отток лимфы, укрепляет гортанные мышцы. Далее прорабатывают зону ключиц. Поднимаются по гортани. Захватив ее тремя пальцами, выполняют ритмичные движения, растягивая немного кожу в стороны. Для повышения эффективности, пациенту предлагают произносить гласные буквы нараспев.

    Далее переходят к волосистой части головы. Рука массажиста располагается таким образом, чтобы четыре пальца охватили лобную долю, а большой палец лег на макушку или за ней. Аккуратными поступательными движениями, без нажима, массируют голову. Затем ставят пальцы обеих рук в области родничка и, без нажима, работают вдоль пробора, переходя постепенно на затылочную часть. В области первого шейного позвонка ставят подушечки указательных пальцев на активные точки. Они находятся во впадинках на удалении от позвоночника, примерно в 2 см. Удерживают на них пальцы 2–3 сек., затем массируют круговыми движениями 3 раза вперед и 3 раза назад. Выполняя их, спускаются вдоль шеи к воротниковой зоне. Затем прорабатывают линию в обратном направлении уже подушечками больших пальцев. Переходят к зоне за ушными раковинами и прорабатывают ее круговыми движениями.

    Курс массажа составляет 2–3 недели без перерыва. Через 20 дней его повторяют.

    После полного излечения желательно проводить курс в профилактических целях 3–4 раза в год.

    Читайте также:  Варикозное расширение вен - симптомы, причины, лечение

    Заключение

    Патологии речи лечат комплексно. Одним из мероприятий, способствующих улучшению мозговых процессов, расслаблению мышечной системы и активизации неработающих зон, является массаж. Часто в лечении используются комбинированные техники, позволяющие расслабить заблокированные участки и активизировать расслабленные. Полный курс массажа составляет 2–3 недели. Манипуляции назначает врач, исходя из анамнеза пациента и внешних проявлений патологии.

    Заикание у детей – лечение, упражнения, массаж, причины

    Впервые заикание обычно проявляется в возрасте двух лет по причине особой чувствительности нервной системы, активного формирования речи и, как нередко бывает, внезапного испуга. Чаще данное явление встречается у мальчуганов (прим. – почти в 4 раза чаще, чем у девочек), и во многих случаях, увы, переходит далее во взрослую жизнь, если родители не утруждали себя лечением, решив, что «пройдет само». А ведь согласно статистике, именно в самом начале развития этого дефекта речи с ним проще всего справиться. Причем, успешно и навсегда.

    Что нужно делать родителям дома, чтобы дополнить лечение, рекомендованное специалистами?

    Содержание статьи:

    Какие народные средства могут помочь ребенку избавиться от заикания?

    Какими народными средствами можно вылечить заикание?

    На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.

    Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.

    Видео: Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет

    Что нужно знать о предлагаемых народных методах?

    Рассмотрим на конкретных примерах:

    1. Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы. Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.
    2. Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами. Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.
    3. Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.
    4. Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.
    5. Ромашковый отвар . Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.
    6. Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.
    7. Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.

    Вывод:

    • Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
    • Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
    • Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
    • Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
    • Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.

    И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.

    Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза

    Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.

    То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.

    1. Творог, сметана, натуральные йогурты.
    2. Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
    3. Квашеная капустка с растительным маслом.
    4. Рыбий жир. Его можно принимать в капсулах или в качестве приготовленной жирной морской рыбы. Например, палтус, сельдь, семга и проч. В этой рыбе, помимо «строительного материала» для разных клеток, имеются еще и жиры Омега 3.

    Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.

    Что могут сделать родители для лечения заикания у ребенка в домашних условиях?

    После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:

    • Проанализируйте ситуацию и найдите причины стрессового состояния ребенка. Начните с себя! Часто причиной стресса становятся родительские крики, семейные ссоры, жесткое отношение и проч. Займитесь атмосферой в доме – она должна быть комфортной для ребенка.
    • Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка : страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
    • Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
    • Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
    • Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
    • Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
    • Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
    • Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
    • Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
    • Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
    • Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
    • Играйте в специальные игры , предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
    • Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
    • Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
    • Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.

    С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.

    Игры, дыхательная гимнастика, упражнения для лечения заикания у ребенка в домашних услових

    Главное, что нужно знать, выбирая игры для малыша с логоневрозом:

    1. Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
    2. Чем меньше участников – тем лучше.
    3. Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
    4. Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
    5. Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.

    Итак, во что играть?

    Видео: Игры — инсценировки в коррекции заикания на этапе отраженной речи

    Дыхательная гимнастика

    • Ложимся на спинку, на живот укладываем любимую книжку.Далее вдох через нос и дышим животом, наблюдая, как книжка поднимается и опускается. Почти кораблик на волнах. Выдыхаем плавно, медленно, через сомкнутые губы.
    • Развиваем длинный выдох. Используем для тренировки мыльные пузыри, игрушки-вертушки, игры с воздухоболом, и проч. Дуем через соломинку и пускаем пузыри в воде, дуем на одуванчики и кораблики в воде, надуваем шарики, и проч.

    Видео: Дыхательные упражнения для работы с заиканием

    Голосовая гимнастика

    1. Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
    2. Театр мимов.Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
    3. Колокольня.Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
    4. Тише-громче.По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.

    Артикуляционные упражнения

    • Фыркаем лошадкой, чтобы губы вибрировали.
    • Прилепляя язычок к нёбу, цокаем им, как на конной прогулке.
    • Надуваем щечки и по очереди сдуваем.
    • Мягко покусываем зубками верхнюю губу, потом нижнюю.
    • Изображаем часики, перекидывая язычок-маятник из одного уголка рта – в другой.
    • Разговариваем, как рыбки – изображаем речь движением губ, но остаемся «немыми».
    • Надуваем щечки и втягиваем их максимально внутрь.
    • Вытягиваем губки в трубочку – как можно дальше, потом максимально широко растягиваем их в улыбке.
    • Открыв рот, слизываем воображаемое варенье сначала с верхней губы – по кругу, потом с нижней.
    • «Чистим зубки», проглаживая язычком внутренний ряд нижних зубов, потом верхних.
    • Надуваем щечки и поочередно тыкаем язычком то в одну щеку, то в другую.
    • 5-6 раз подряд сильно «зеваем» с открытым ртом, а потом, не закрывая рот, столько же раз кашляем.

    На каждое упражнение – минимум 3-4 минуты.

    Тренируем чувство ритма

    Выбираем любимое стихотворение и «отхлопываем» его, как барабанщики, вместе с ребенком. Хлопки делаем не на каждый слог – упор на сильную долю стихотворения.

    Стихи для ритмической тренировки ищем у Маршака, Барто и Чуковского.

    Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе

    1. Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
    2. Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
    3. Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
    4. Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
    5. Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.

    Видео: Логопедический массаж при заикании

    Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

    Игры, народные средства, дыхательную гимнастику от заикания для занятий с ребенком лучше подберите вместе со специалистом — логопедом или невропатологом!

    Ссылка на основную публикацию