Отравление консервами – симптомы, первая помощь, лечение, последствия

Отравление молочными продуктами

Отравление молоком, кефиром, маслом, сыром, творогом…

Возможные возбудители заболевания: шигеллы Зонне, название заболевания шигеллез («городская болезнь», дизентерия), стафилококк и др.

Шигелла – бактерия, по форме палочка с закругленным концом. На продуктах в почве живут до 5-14 дней. Погибают в лучах прямого солнечного света в течение 30 минут, при кипячении мгновенно.

Причина:

  1. Существует носители инфекции шигелл Зоне, которые скрывают своё заболевание и не хотят обращаться медицинской помощью, при несоблюдении ими санитарных правил происходит заражение пищевых продуктов. Загрязнение больными продуктов питания происходит на различных этапах сбора, транспортировки и реализации этих продуктов.
  2. Недостаточное обеззараживание или загрязнение молока и молочных продуктов непосредственно на молокозаводах и комбинатах.
  3. Молочные продукты прекрасный питательный субстрат для размножения бактерий
  4. В качестве фактора риска на первом месте стоит сметана, молоко, творог, кефир, сливки, сыр.

Симптомы

Симптомы общей интоксикации:

  • Начало острое (1-7 суток)
  • Общее недомогание
  • Умеренная головная боль
  • Обычно температура нормальная, повышение до 38 °C и выше редко
  • Резкое снижение аппетита
  • В тяжелых случаях потеря сознания, судороги

Симптомы колита (воспаление толстого кишечника):

  • Схваткообразные боли, чаще слева в нижней части живота
  • Ложные позывы на дефекацию (тенезмы)
  • Частый, скудный стул (ректальный плевок) с большим количеством мутной слизи и прожилками крови, часто более 10 раз в сутки

Лабораторная диагностика:

  • Из кала выделяются шигеллы

Симптомы отравления:

Профилактика

Пищевой ботулизм не передается от одного человека к другому, но часто встречается при употреблении консервированных продуктов домашнего приготовления, содержащих BoNT. Следовательно, крайне важно провести диагностику образцов пищевых продуктов, связанных с подозрительными случаями – для предотвращения дальнейших случаев отравления. [16]

Профилактика заключается в соблюдении технологии приготовления и режима стерилизации консервов. [17]

Причиной смерти в первые отравления рыбными, мясными и овощными консервами является дыхательная недостаточность из-за отсутствия адекватной поддержки функции дыхания. По данным ВОЗ, за последние 50 лет доля летальных исходов сократилась с 60% до 5-10%. [18]

Что делать при отравлении в первую очередь

При лёгком отравлении необходимо вызвать рвотный рефлекс. Для этого следует выпить два стакана тёплой кипячёной воды. Тщательно прополощите рот чистой водой. Можно выпить свежезаваренный крепкий чай.

При остром отравлении консервами необходимо сразу же вызвать врача. В ожидании скорой помощи необходимо больше пить. Поставить клизму, чтобы очистить организму от токсинов.

Даже с симптомами острого отравления удаётся справиться самостоятельно, но всё равно — визит к врачу обязателен.


При отравлении рыбными консервами следует обратиться в скорую помощь. Такие отравления являются очень опасными, а в некоторых случаях могут привести к летальному исходу. Так что жизнь, в прямом смысле этого слова, зависит от вашего быстрого реагирования.

Меры предосторожности:

  1. Нельзя употреблять в пищу консервы, срок годности которых истек.
  2. Содержимое железных упаковок с вздутыми крышками следует выбросить.
  3. Консервированное мясо и рыба не должны храниться в открытых железных банках больше трех часов. Остатки консервов нужно переложить в стеклянную тару и хранить в холодильнике.
  4. Если содержимое банки вызывает подозрение – лучше такой продукт выбросить.

Избежать интоксикации консервами довольно просто – перед употреблением необходимо обратить внимание на целостность тары и сроки хранения продукта. Если отравление все же произошло, не стоит паниковать, а как можно скорее оказать пострадавшему первую помощь.

Читайте далее:
Как сделать клизму с отваром ромашки

Симптомы и признаки пищевого отравления у взрослого и ребенка: первая помощь

Пищевым отравлением считается болезнь, которая возникает во время употребления пищи или воды с содержанием патологических микроорганизмов и бактерий.

По международной классификации заболевания МКБ 10 это состояние имеет другое название — токсикоинфекция.

Обратите внимание! Самой опасной реакцией организма на отравление считается летальный исход.

Он может возникнуть у взрослых и детей. Часто это состояние наблюдается при употреблении несвежей рыбы или ядовитых грибов.

У ребенка первые симптомы проявляются примерно через 2-3 часа, а у взрослого они могут развиваться длительное время — 10-24 часа.

К симптомам отправления и пищевого расстройства можно отнести следующие:

  • Постепенно нарастающие головные боли.
  • Сильное отделение слюны.
  • Рвота.
  • Повышенная потливость.
  • Состояние слабости.
  • Недомогание.
  • Признаки сухости в ротовой полости.
  • Проявление вздутия живота.
  • Проблемы при мочеиспускании.
  • Медленное нарастание температуры тела. Иногда температура может достигнуть отметки 39 градусов.
  • Проявление лихорадки, а также галлюцинации иногда проявляются во время отравления грибами.
  • Болевые ощущения в мышцах.
  • Мышечная слабость.
  • Снижение кровяного давления.
  • Ухудшение аппетита, иногда он может полностью отсутствовать.
  • Болевые ощущения в нижней области живота.
  • Нарушение стула.
  • Цвет кожи может резко измениться от бледного до синюшного.
  • Нарушение деятельности сердца, почек. Зачастую эти признаки возникают у ребенка во время пищевого отравления.

Признаки отравления опасны для детей, а также для малышей, которые не достигли 1 года, многие могут вызвать даже смертельный исход.

Пищевое отравление при беременности может переноситься наиболее тяжело из-за наличия токсикоза, который итак, доставляет женщине сильный дискомфорт.

Желательно в это время провести необходимую лечебную терапию, иначе могут появиться тромбы, сильное сокращение матки, которое вызывает повышенное обезвоживание.

В домашних условиях больному можно оказать первую помощь. Обычно пищевая интоксикация продуктами питания проявляется на протяжении двух суток, именно в это время можно облегчить состояние.

При оказании первой помощи рекомендуется выполнять следующие действия:

    Сначала требуется промыть желудок при помощи солевого раствора или слабого раствора из марганцовки (может быть добавлена сода).

Промывание выполняется, пока жидкость не станет чистой.

  • Обязательно после промывания требуется принять таблетки активированного угля или другого медикамента с абсорбирующим действием.
  • Больному следует давать прохладную очищенную воду, также допускается употребление теплого сладкого чая. Это все требуется для предотвращения обезвоживания организма.
  • Больному требуется обеспечить полный покой.
  • Читайте также:  Эмфизема легких - виды, симптомы, лечение, прогноз


    Признаки отравления опасны для детей, а также для малышей, которые не достигли 1 года, многие могут вызвать даже смертельный исход.

    Код МКБ 10 при отравлениях

    Если происходит отравление ботулотоксином, то развивается заболевание ботулизм – оно получает код A05.1 по МКБ 10. Неуточненному отравлению бактериального характера присваивают код A05.9.


    Очень редко встречается интоксикация молочными продуктами, а именно сгущенным молоком. Угрозу для здоровья представляет продукция с истекшим сроком хранения, а также вскрытая банка, простоявшая длительное время. Из-за отравления сгущенкой человек сталкивается с проблемами в работе пищеварительной системы, а вот опасные для жизни состояния практически исключены.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия

    В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

    Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

    Классификация и стадии развития дисграфии

    Учитывая сложность патогенеза дисграфии и разные подходы к его пониманию, вопрос с классификацией также неоднозначный.

    Токарева О. А. разработала классификацию, которая учитывает степень вовлечения анализаторов [8] :

    • оптическая дисграфия — обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
    • акустическая дисграфия — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
    • моторная дисграфия — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

    Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена под руководством Лалаевой Р. И. разработали классификацию, основанную на степени несформированности языковых операций [4] :

    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
    2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
    4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
    5. нарушение слогового анализа и синтеза;
    6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
    7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
    8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

    Классификация Ахутиной Т. В. составлена на основании учения Лурия А. Р. о трёх функциональных блоках мозга:

    • I блок — регуляция тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации);
    • II блок — приём, переработка и хранение информации (операциональный уровень);
    • III блок — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации) [5] .

    Ахутина Т. В. выделяет три вида дисграфии:

    • Регуляторная — дисфункция III блока, связанная со слабостью функций программирования и контроля.
    • Акустико-кинестетическая — дисфункция II блока мозга, слабость переработки слуховой и кинестетической (двигательной) информации. Поражение кинестетического анализатора приводит к нарушению точных артикуляционных и глазодвигательных движений и движений мышц кисти.
    • Зрительно-пространственная — связана с несформированностью зрительно-пространственных функций и дефицитом речевого слуха.

    У детей с патологией речевого слуха нет раздельного восприятия элементов ряда (звуков, интонаций, темпа и т. д.)

    Отдельные логопеды выделяют степени выраженности дисграфии по количеству и характеру ошибок:

    1. Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
    2. замены букв (ч-щ, б-п);
    3. нарушения в обозначении мягкости согласных (“маленкие”);
    4. искажения звукобуквенной структуры слова (“поплькли — поблёкли”).
    5. Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
    6. замены букв (о-а, ю-у);
    7. искажения звукобуквенной структуры слова (“птичк, помогайт, пичкам”);
    8. нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы (“в оконнов стекла”).
    9. Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
    10. замены букв (н-т);
    11. искажения звукобуквенной структуры слова (“подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц”);
    12. нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
    13. аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
    1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ведущий симптом — дефектное произношение звуков (замены, смешения, пропуски).
    2. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
    3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
    4. нарушение звукобуквенного анализа и синтеза;
    5. нарушение слогового анализа и синтеза;
    6. нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений.
    7. Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений.
    8. Оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза пространственных представлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    disgrafiya.docx29.66 КБ

    Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

    Симптомы и проявления дисграфии

    Самостоятельно определить дисграфию у ребёнка не так просто. Как правило, что такое дисграфия, родители узнают только во время обучения детей в начальной школе, когда они только учатся письму. По ошибке патологическое нарушение письма можно спутать с началом освоения норм языка или простым незнанием грамматики.

    Ошибки на письме при дисграфии никак не связаны с неумением ребёнка применять орфографические правила. Эти ошибки многочисленные, однотипные, своеобразные. Замена букв, нарушение слитного и раздельного написания слов, пропуски и перестановки букв и слогов в словах, неправильное изменение слов и образование новых слов, зеркальное написание букв — эти симптомы должны насторожить как учителей в школе, так и родителей.

    Так, акустическая дисграфия проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Если к 7 годам ребёнок не различает близкие по акустике звуки, то при последующем обучении письму он часто меняет одни буквы на другие.

    Ещё одним симптомом неразвитости письменной речи является неразборчивый почерк. Такие дети пишут очень медленно и неровно. Часто высота и ширина букв колеблется, идёт замена прописных букв на строчные и наоборот. Если школьный учитель увидит эту проблему, то сможет подсказать о её наличии.

    Родителям стоит запастись терпением, так как данный процесс работы над преодолением дисграфии у ребёнка небыстрый. Могут понадобиться месяцы, а иногда и годы кропотливой работы. Сложнее проводить работу с детьми более старшего возраста так, как наряду с проблемами письма возникают другие сопутствующие отклонения.

    Симптомы дисграфии

    Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

    Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

    Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

    Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

    У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

    Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

    Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

    Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

    Что такое дисграфия?

    Иногда после консультации невролога и общения с логопедом ребенку ставят диагноз «дисграфия». Это специфическое расстройство обучения связано с трудностями в освоении письменной речи.

    У неврологов, педиатров и логопедов термин «дисграфия» – это нарушение процесса школьного и профессионального обучения, связанное с особенностями работы мозга, что влияет на письмо. Как и все нарушения обучения, дисграфия часто встречается у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью).

    Дисграфия

    Нарушение процесса письма, проявляющееся у человека в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, при нормальном развитии интеллекта, называют дисграфией. В зависимости от того, какой компонент психических функций недостаточно сформирован, нарушение зачастую сопровождается расстройствами устной речи.

    Обычно дисграфия и дислексия, которая является избирательным нарушением способности к овладению навыком чтения, проявляются у детей одновременно. В редких случаях эти нарушения встречаются по отдельности.

    При обнаружении у ребенка дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с ежедневным написанием диктантов и переписыванием текстов, могут значительно ускорить процесс исправления нарушения.


    При обнаружении у ребенка дисграфии, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики в сочетании с ежедневным написанием диктантов и переписыванием текстов, могут значительно ускорить процесс исправления нарушения.

    Дисграфия

    Данное нарушение речи – дисграфия, достаточно «молодое» понятие в области патологий речевого развития. Относительно недавно – только с конца 19 века данное состояние речи детей стало глубоко обследоваться и выводиться в отдельную науку. Множество исследователей при работе с детьми, замечали и описывали похожие отклонения в речи и в грамматике.

    На начальной стадии исследования нарушения чтения и письма считали единым нарушением. Но со временем стали разделять на более узкие понятия: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения. В чистом виде любая из выше представленных патологий встречается редко. Чаще вместе с расстройством письменной речи страдает и чтение. Дети, которые демонстрируют на письме грубые аграмматические нарушения, также отходят и от норм при процессе чтения. Поэтому в заключениях логопедов после диагностики детей часто можно встретить всеобъемлющее значение, которое будет выглядеть так: «нарушение чтения и письма».

    В раннем периоде изучения этой проблемы считали, что первоначальной причиной данной патологии является недостаточность интеллектуального развития. Но со временем было доказано, что нарушения чтения и письма не связаны с интеллектуальным недоразвитием. Обследуемые дети с наличием нарушений демонстрировали хорошие результаты в математических навыках – они хорошо решали задачи и примеры, тем самым показав хорошие логические способности, что в корне противоречит мнению о умственном нарушении.

    Ведя разговор о нарушении чтения и письма, надо прояснить некоторые моменты, связанные с терминологией. Очень часто, наши российские пациенты при обращениях к неврологам и логопедам путают такие понятия как «дисграфия» и «дислексия». Сейчас в век полной доступности информации, люди имеют возможность получать новости со всего мира. Таким образом в обиход российского гражданина вошло такое понятие как «дислексия», в большинстве случаев, как показывает практика, данный диагноз подсмотрен у всемирно известных голливудских звезд и активно примеряется на себя. Не до конца понимая значения термина «дислексия», люди путаются в реальном состоянии нарушения.

    На Западе под диагнозом «дислексия» понимают общее объединённое нарушение чтения и письма. Российские логопеды склонны разделять это понятие на более узкое значение: «дисграфия»-нарушение письма, а «дислексия» в данном случае – нарушение чтения.

    На начальной стадии исследования нарушения чтения и письма считали единым нарушением. Но со временем стали разделять на более узкие понятия: дисграфия – нарушение письма, дислексия – нарушение чтения. В чистом виде любая из выше представленных патологий встречается редко. Чаще вместе с расстройством письменной речи страдает и чтение. Дети, которые демонстрируют на письме грубые аграмматические нарушения, также отходят и от норм при процессе чтения. Поэтому в заключениях логопедов после диагностики детей часто можно встретить всеобъемлющее значение, которое будет выглядеть так: «нарушение чтения и письма».

    Профилактика дисграфии

    Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

    Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

    • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
    • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
    • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
    • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
    • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
    • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
    • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
    Ссылка на основную публикацию