Имбецильность – симптомы, лечение, формы, стадии, диагностика

Постоянный контроль

Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

Смена привычных обстоятельств повергает их в страх и растерянность. Безиницциативные, внушаемые, пассивные, они легко могут попасть под дурное влияние. Поэтому всю жизнь им необходим постоянный контроль и надзор.

Кругозор имбецила не выходит за рамки удовлетворения естественных потребностей и удовлетворения простейших инстинктов.

Их постоянно преследует чувство голода, они могут есть огромными порциями, не испытывая при этом чувства насыщения. Важно закреплять у них правила простейших норм поведения.

Без неусыпного контроля семьи, педагогов и психиатров такие больные могут представлять опасность для окружающих. Они сексуально расторможены и не могут подавить своих половых влечений. Это часто грозит вылиться в асоциальное поведение (онанизм), приставание к женщинам и преступления на сексуальной почве.


Речь имбецила – это набор из пары сотен простых слов, которыми они пользуются лишь при острой необходимости. Они косноязычны, неправильно строят предложения, пользуются короткими фразами. Мышление развито на самом примитивном уровне, волевой фактор отсутствует, эмоции исчерпываются проявлением либо радости, либо гнева.

Причины и факторы риска

К развитию имбецильности может привести множество различных факторов, воздействовавших как на половые клетки родителей до момента оплодотворения или на плод во время беременности, так и на ребенка в период раннего детства.

Эндогенные (внутренние) причины, способные привести к имбецильности:

  • генетические мутации;
  • наследственные или приобретенные болезни обмена веществ (сахарный диабет, фенилкетонурия, болезнь Гоше и т. д.);
  • возраст родителей (преимущественно матери) старше 40-45 лет;
  • тяжелые хронические заболевания матери;
  • гормональные нарушения, приводящие к перезреванию половых клеток; и др.

Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

  • ионизирующее излучение;
  • неполноценное питание (гиповитаминоз, белковое голодание);
  • внутриутробные инфекции плода как следствие перенесенных матерью (особенно в первом триместре) острых вирусных инфекций или хронических инфекционных заболеваний мочеполовой сферы;
  • попадание в организм матери солей тяжелых металлов, пестицидов, агрессивных химических соединений;
  • прием алкоголя, курение во время беременности;
  • хроническое нервно-эмоциональное перенапряжение;
  • острые стрессы;
  • употребление некоторых лекарственных препаратов, наркотических и прочих запрещенных веществ;
  • механические травмирующие воздействия.

Экзогенные (внешние, приобретенные) причины имбецильности:

  • осложнения в родах и постнатальном периоде;
  • механические травмы головного мозга;
  • острые нарушения мозгового кровообращения;
  • микро- и гидроцефалия;
  • неполноценный рацион ребенка (недостаток йода и других микроэлементов, витаминов);
  • отрицательные психосоциальные влияния в первые годы жизни (социальная депривация, алкоголизм или наркомания родителей, проживание вне человеческой среды, слабоумие родителей, отказ матери от контактов с ребенком и т. д.).

Достоверно этиологию заболевания удается установить не более чем в 35-40% случаев.

Причины, оказывающие повреждающее действие на плод во время беременности:

Симптомы имбецильности

В зависимости от выраженности умственного недоразвития (степени снижения коэффициента интеллекта) различают имбецильность умеренную (выраженность симптомов минимальна, IQ — 35-50), выраженную (IQ — 25-34) и глубокую (обучаемость практически невозможна, IQ — 20-25).

В зависимости от основных черт характера, больные могут быть добродушными, застенчивыми, агрессивными и злобными. Поведенческая реакция при имбецильности также двояка. Одни больные апатичны и равнодушны. Другие же, напротив, отличаются высокой подвижностью. Выражение лица не отягощено мимической реакцией (застывшее или «кукольное» лицо). Характерно уреженное мигание глаз. У большинства больных довольно грубое строение черепа, зачастую сочетающееся с пороками развития (дефектный прикус, гидро- или микроцефальный череп, ярко выраженное отстояние ушей от черепа).

Имбецильность сопровождается нарушением координации и неразвитой моторикой. Движения таких больных угловаты и скованны, а походка неуклюжа, часто сутулая. Мелкие действия руками, требующие точности, невозможны. Пациенты фокусируются в основном на собственных потребностях, зачастую проявляя прожорливость и сексуальную распущенность. Внешность неряшлива.

Мышление достаточно примитивно, обобщение недоступно. Однако такие пациенты мыслят последовательно. Для имбецильности характерны крайне узкий кругозор, недостаточность внимания и воли, недоразвитие памяти. Самостоятельное мышление отсутствует, больные мыслят усвоенными извне шаблонами. Они хорошо воспринимают речь, однако их собственные способности ограничены простыми предложениями. Словарный запас скуден: всего 200-300 слов. При этом больные могут допускать неточности в описании чего-либо. Хотя обучаемость затруднена, в спокойной знакомой обстановке таких пациентов можно научить элементарному счету, чтению по слогам.

По принципу повторения имбецилы обучаются элементарным правилам самообслуживания и простым трудовым действиям (сматывание ниток, мытье посуды, уборка помещения и т. д.), однако не проявляют собственную инициативу, легко внушаемы.

Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.

Имбецильность вызывает проблемы с адаптацией в социуме. Некоторые пациенты чувствуют угнетающую их ущербность по сравнению с другими людьми. Привлечение к труду также проблематично, имбецилы трудятся лишь по выученным шаблонам, изменение которых вызывает у них растерянность. Активные пациенты с агрессивным характером зачастую совершают опасные для себя и общества поступки. Наблюдается склонность к побегам.

Имбецильность ограничивается удовлетворением собственных потребностей (сон, питание и др.). Многие пациенты проявляют хороший слух. В незнакомой обстановке они растеряны, зачастую поведение становится асоциальным. Эмоциональный фон более развит, нежели при идиотизме. Имбецилы сильно привязываются к людям, ухаживающим за ними и хорошо к ним относящимся. Пациенты особенно тепло реагируют на похвалу, порицание вызывает у них негативную реакцию. Они испытывают сильную привязанность (любовь) к родителям, называют их по именам, однако зачастую не узнают и пугают знакомых им людей.

Диагностика имбецильности

Чтобы выявить признаки имбецильности, специалисту, как правило, достаточно осмотра и беседы с пациентом. Степень отсталости выявляется путем психологического тестирования и определения уровня интеллекта.

Врач также должен провести дифференциальное исследование, исключающее шизофрению и деменцию. Этот этап, как и этап диагностики, предполагает проведение специальных тестов. Отличия их результатов состоят в том, что у шизофреников отставание в развитии имеет диссоциированный, парциальный характер, а у пациентов с деменцией сохраняется практически весь багаж знаний, эмоциональность и богатый словарный запас.

У маленьких детей определить имбецильность сложнее, чем у взрослых по причине, что система критериев может быть применена только для подростков и детей от 7 лет. Несмотря на это, коррекционные меры и помощь в обучении и адаптации в социуме необходимо начинать проводить в раннем возрасте пациента.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

Читайте также:  Отравление аконитом – симптомы, первая помощь, лечение, последствия

В возрасте до года специалист может выявить имбецильность по характерному отсутствию у ребенка интереса к окружающему миру, однообразной мимике и невыраженной эмоциональной реакции.

В возрасте от 1 года до 3 лет дети-имбецилы могут играть. Их игры примитивны, они не понимают назначения игрушек и всех окружающих их предметов. Восприятие информации происходит не по смыслу, а ограничивается узнаванием характерных фраз в сочетании с определенной интонацией и жестом. В детском возрасте определение степеней имбецильности может быть неточным ввиду расплывчатости их критериев.

При запаздывании развития психомоторных функций в первый год жизни ребенка формирующуюся имбецильность сложно отличить от результатов плохого ухода и соматических заболеваний. Глубокая имбецильность поддается более точному диагностированию на этой стадии развития малышей, так как у них наблюдается отсутствие базовых навыков. Они не берут предметы из рук других людей, не хватают их и не придерживаются при стоянии за окружающие объекты. У таких детей нет реакции на голос и речь, из-за чего их могут ошибочно принимать за глухих.

Лечение

Имбецильность является неизлечимым заболеванием. Основная терапия направлена на устранение проявляющихся симптомов. Врачу необходимо будет провести ликвидацию вспышек агрессии, а также включить в план лечения медицинские препараты, которые улучшат питание головного мозга.

Кроме этого, в лечении важную роль играет воспитание, занятия с логопедом и детским психологом. Данные мероприятия помогут развить речевые и умственные способности, навыки мышления и внимание. На более ранних стадиях недуга ребёнок может обучаться в специальных образовательных учреждениях для детей, имеющих данный недуг. Но при глубокой степени протекания болезни родителям необходимо самостоятельно обеспечивать полноценный уход в домашних условиях и не допускать ухудшения состояния здоровья.

  • регулярного посещения консультации и акушера-гинеколога;
  • здорового образа жизни не только в период беременности, но и после рождения ребёнка;
  • регулярно следует выходить на свежий воздух, желательно, если всю беременность женщина будет находиться в санаторно-курортных условиях;
  • рационального режима отдыха — времени на сон должно отводиться не менее 8 часов;
  • сбалансированного и обогащённого витаминами и йодом питания.

Психическая терапия

Люди с такой степенью слабоумия ежедневно сталкиваются со многими проблемами в обычной жизни. Не каждый родитель способен самостоятельно правильно обучить и социализировать такого малыша. Очень часто требуется именно оказание психологической помощи со стороны специалиста, который может путем применения своих методов облегчить жизненный путь ребенка.

На сегодняшний день уже разработаны десятки разных подходов к этой проблеме, каждый из которых постепенно приносит свои плоды. А мы рассмотрим самые эффективные из них:

    Педагогика. В данном случае работают специалисты, которые различными способами пытаются научить ребенка элементарным навыкам. Они проводят индивидуальные занятия на дому или в оборудованных для этого больницах. Там детей учат методом постоянных повторов одеваться, умываться, причесываться. Уже в старшем возрасте прибегают к более серьезным процессам. Например, освоение трудовой деятельности в виде приклеивания этикеток, сортировки. Выполнение монотонной однозадачной работы многим людям с имбецильностью приносит не только пользу в развитии, но и денежное вознаграждение.

  • Социализация. Описываемая патология сохраняет таким людям возможность испытывать теплые чувства, но, чтобы они появились, необходимо также приложить усилия. Пассивные представители имбецилов не очень сильно приветствуют постороннее внимание или чьё-либо присутствие в своей жизни. Поскольку общение между людьми является основой их социального взаимодействия, то приходится каким-либо образом учить этому и детей с имбецильностью. Для этого устраивают различные группы или целые классы таких малышей, помогают им знакомиться, играться и всячески контактировать между собой.
  • Противосудорожные. Ввиду большого разнообразия причин имбецильности она может сопровождаться большим количеством симптомов. Чаще всего, это склонность к эпилептическим приступам. Поэтому при появлении судорог назначают препараты, которые способны прекратить их сейчас и предотвратить появление в будущем.

    Степени имбецильности

    При этом заболевании отмечают три степени имбецильности: тяжелая, средняя, а также легкая. Все они выражаются в различных уровнях психического недоразвития. Усвоение нового материала дается больным с большими трудностями. Это происходит в рамках конкретных представлений и без всякого обобщения. Самостоятельно мыслить имбецилы неспособны. Адаптация к окружающему миру у них осуществляется только в привычной и хорошо знакомой обстановке. Незначительное изменение ситуации приводит больного к затруднительным моментам, и он нуждается постоянно в руководстве.

    Страдающие на имбецильность являются очень внушаемыми. Их личные интересы очень примитивны и сводятся в основном к осуществлению физиологических потребностей. Зачастую они проявляют прожорливость и неряшливость в еде. Их половое поведение характеризуется перепадами с повышением полового влечения и распущенностью.

    По своему поведению олигофрения в степени имбецильности подразделяется на две группы. В первую относятся живые, активные, подвижные, а во вторую попадают вялые и апатичные, равнодушные, не реагирующие ни на что люди. По чертам характера выделяют среди имбецилов приветливых, добродушных, покладистых, общительных и агрессивных, злобных. Страдающие на имбецильность самостоятельно жить не могут, им необходим постоянный квалифицированный надзор. Для этого их определяют в специальные школы, в учреждения типа лечебно трудовых мастерских.

    Лечение имбецильности условно разделяют на специфическое (каузальное) и симптоматическое. Специфическая терапия осуществляется при фенилкетонурии, а также других энзимопатиях. Гипотиреоз лечится компенсирующей гормональной терапией (Тиреоидином); врожденный сифилис, токсоплазмоз лечится антибиотиками, препаратами Мышьяка, Хлоридином; мозговые инфекции у детей лечатся антибиотиками, сульфаниламидными препаратами.

    Дифференциальная диагностика

    Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:

    • Шизофрения с началом в детском возрасте

    Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.

    Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.

    При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.

    • Аутизм

    Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.

    В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.

    • Задержка психического развития (ЗПР)

    Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.

    ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы. [7]

    • Деменция
    Читайте также:  Рак костей - симптомы, метастазы, лечение

    Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология. [12]

    Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:

    Больные имбецильностью

    Такие пациенты отличаются заметными проявлениями умственной отсталости. Они не могут контролировать и оценивать собственные действия. Часто могут слишком громко говорить или беспричинно смеяться. Проявление громкого смеха у таких пациентов становится не показателем радости. Часто именно так страдающие патологией показывают свою неуверенность в понимании происходящего.

    Уровень умственного развития имбецилов низкий. IQ варьируется на уровне от 20 до 50 баллов. У больных отмечается малый кругозор. При отсутствии постоянного контроля они часто могут отличаться асоциальным поведением, с момента начала полового созревания могут проявлять сексуальную распущенность. Но в большинстве случаев такие проявления являются неосознанными, они связаны с элементарными физиологическими потребностями.

    Имбецилы узнают родственников. Они очень привязаны к близким, но приступах агрессии могут причинить вред самому дорогому для себя человеку. Больные копируют поведение окружающих. За счет высокой внушаемости легко попадают под негативное влияние и могут склоняться к выполнению асоциальных действий.

    Специалисты выделяют легкую, среднюю и тяжелую стадии имбецильности. Больные, страдающие легкой и средней формой данной патологии, могут самостоятельно себя обслуживать. При должном контроле и приложении сил они могут осваивать минимальные образовательные навыки. Например, разбирать буквы и даже пробовать складывать их в слоги.

    Автор материала

    Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Больной часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, но без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило, люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

    Имбецильность (олигофрения)

    Имбецильность (олигофрения) – это средняя степень тяжести умственной отсталости. Заболевание характеризует врожденное или приобретенное в первые годы жизни ребенка нарушение умственного развития. На протяжении жизни этот дефект не усугубляется, наоборот, частично может быть исправлен. Этим имбецильность отличается от деменции, которая является следствием приобретенного дефекта интеллекта. В случае олигофрении интеллектуальные нарушения диагностируются с момента рождения или с младенчества. Они возникают как результат сбоя в работе нервной системы ребенка во время беременности матери, или как результат воздействия определенных факторов в раннем детстве, как то полученная черепно-мозговая травма во время прохождении родовых путей, недостаточное количество йода, отклонения в развитии ЦНС.

    Имбецильность (олигофрения) – это средняя степень тяжести умственной отсталости. Заболевание характеризует врожденное или приобретенное в первые годы жизни ребенка нарушение умственного развития. На протяжении жизни этот дефект не усугубляется, наоборот, частично может быть исправлен. Этим имбецильность отличается от деменции, которая является следствием приобретенного дефекта интеллекта. В случае олигофрении интеллектуальные нарушения диагностируются с момента рождения или с младенчества. Они возникают как результат сбоя в работе нервной системы ребенка во время беременности матери, или как результат воздействия определенных факторов в раннем детстве, как то полученная черепно-мозговая травма во время прохождении родовых путей, недостаточное количество йода, отклонения в развитии ЦНС.

    Патогенез

    Механизм зарождения идиотии связан с нарушением обмена липидов и энхимнозов, которые приводят к отложению в ЦНС липида ганлиозида. У здоровых людей ганглиозид находится в сером веществе мозга. Он имеет сложное строение, содержит множество кислот, глюкозу, сахарозу и галактозу. Патогенез основан на хроногенном факторе, то есть онтогенезе и поражении развивающегося мозга при воздействии различных патогенных факторов.

    Около 75% олигофрении (легкая стадия идиотии) развивается из-за внутриутробного поражения. При наличии семейного анамнеза наблюдается сбой в работе нейронной системы, которая ведет к морфологическим изменениям мозга. Такие изменения могут стать причиной малых размеров и веса головного мозга, задержки в дифференцировании извилин и борозд, недоразвития лобных долей.

    Не зависимо от степени выраженности умственных нарушений они имеют схожую клиническую картину. Прежде всего, это тотальное недоразвитие психики, проблемы с абстрактным мышлением, импульсивность, несамостоятельность, внушаемость, недоразвитость эмоций и проблемы с интеллектуальным развитием.

    [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33]

    Не зависимо от степени выраженности умственных нарушений они имеют схожую клиническую картину. Прежде всего, это тотальное недоразвитие психики, проблемы с абстрактным мышлением, импульсивность, несамостоятельность, внушаемость, недоразвитость эмоций и проблемы с интеллектуальным развитием.

    Клинические проявления имбецильности

    Имбецилы имеют конкретное мышление. Оно примитивно, словарный запас резко ограничен. Память, внимание, воображение, волевой компонент недоразвиты. Высшая познавательная деятельность при имбецильности невозможна из-за когнитивного дефицита.

    С первых лет жизни недостаточность процессов мышления проявляется в нарушенной познавательной деятельности. Мелкая моторика рук развивается плохо, зрительные и слуховые рефлексы формируются позже и искажены. В 2 – 3 года детей с интеллектуальной недостаточностью определяют медленное овладение навыками обслуживания, отсутствие познавательного интереса к окружающему, примитивная игра с предметами в виде манипулирования. Такие дети с трудом находят общий язык со сверстниками, не понимают правил игр.

    В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.

    Имбецилы понимают речь окружающих людей, но сами оперируют лишь небольшим набором слов в пределах нескольких десятков понятий. Форма речи простая в виде коротких фраз, грамматический строй неправильный. В тяжёлых случаях речь отсутствует, а речь окружающих людей не воспринимается.

    Лица с нетяжёлой формой имбецильности могут быть обучены простейшим навыкам ухода за собой, несложным трудовым действиям, элементарным арифметическим действиям и чтению.

    Процесс обучения обязательно должен сопровождаться положительной мотивацией таких лиц, ведь имбецилы чувствуют связь с родными и радуются их похвале. Это очень беззащитный контингент людей, они наивны и доверчивы, пассивны в принятии решений, склонны к подражанию и перенятию поведения окружающих. Важно создать благоприятное окружение и оградить их от асоциальной компании.


    В дошкольном возрасте детей с имбецильностью больше привлекают подвижные, нецеленаправленные игры. Эмоции примитивны. При вступлении в школьную жизнь всё больше выражаются интеллектуальные проблемы. Внимание, память и концентрация снижены, учёба даётся с трудом.

    Олигофрения

    Олигофрения – это врожденное либо приобретенное до трехлетнего возраста отставание в психическом развитии. Является следствием генетических факторов и перенесенных болезней. Для оценки степени задержки используются тесты на определение уровня интеллекта. Нередко олигофрения у детей сопровождается врожденными физическими пороками.

    Читайте также:  Отравление цинком – симптомы, первая помощь, лечение, последствия

    По статистике в развитых странах от патологии страдает 1% населения. Согласно некоторым исследованиям, умственное недоразвитие есть у 3% людей, но большинство из них не попадают в поле зрения врачей по причине слабо выраженной симптоматики и способности адаптироваться к жизни в социуме.

    У мальчиков болезнь олигофрения развивается примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть случаев выявляется в шестилетнем возрасте, когда осуществляется обследование ребенка перед обучением в школе, и в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодые люди решают, в какое образовательное учреждение поступить, проходят медицинский осмотр перед службой в армии.

    Тяжелые степени олигофрении всегда диагностируются в раннем возрасте (до 3 лет). Во всех остальных случаях диагностика затруднена из-за большого количества разных методик оценки мышления.

    Стадии заболевания по выраженности слабоумия:

    • Дебильность. При олигофрении в степени дебильности коэффициент интеллекта составляет от 50 до 70 баллов. Больной может успешно закончить специализированное учебное заведение, освоить программу, которая соответствует четырем классам общеобразовательной школы. Он осваивает чтение, счет, навыки письма. Может себя обслуживать – ходить в магазин, выполнять работу по хозяйству. Клинической практике известны случаи парциально одаренных детей, которые при низком уровне общего развития имели отличную память, могли выполнять сложнейшие арифметические расчеты, обладали выдающимися художественными способностями.
      Вообще олигофрению в степени умеренной дебильности иногда бывает сложно отличить от нормы. Выявить болезнь помогают специальные исследования.
    • Имбецильность. Это средняя степень тяжести заболевания (коэффициент интеллекта – от 20 до 50). Больной хорошо понимает обращенную к нему речь, может освоить элементарный счет, выучить простые фразы (словарный запас не превышает 200-300 слов). Он способен ухаживать за собой. В случае трудоустройства на специально оборудованное производство выполняет однотипные элементарные операции. Олигофрению в стадии имбецильности характеризует привязанность к близким людям, сильная реакция на похвалу и порицание. Мышлении имбецилов заторможенное. Они никогда не проявляют инициативу, любят подражать. В новой обстановке всегда теряются, не знают, как себя вести.
    • Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении (фото больных демонстрируют людей, полностью не способных к самообслуживанию и адаптации в социуме). Люди с таким диагнозом являются инвалидами. У них присутствуют лишь зачаточная речь и мышление. Их эмоциональные переживания ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд или неудовольствием. Часто пациенты с олигофренией на стадии идиотии озлоблены и агрессивны. Они могут не узнавать родственников, знакомых. Чаще всего не способны освоить элементарные навыки самообслуживания.

    Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

    М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

    1. Неосложненная. Характеризуется диффузным поражением мозга. Нервные процессы уравновешены, значительных поражений в пределах корковых анализаторов нет. Отсутствуют психомоторная расторможенность, патологии влечений, судорожные припадки. Пациент может целенаправленно выполнять разную работу. Он спокоен, дисциплинирован, нормально адаптируется в условиях коррекционной школы. Привязан к членам семьи, учителям, одноклассникам. Дети с неосложненной формой олигофрении в стадии дебильности хорошо учатся в специализированной школе, успешно овладевают новыми понятиями, включенными в программу.
    2. Осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Помимо интеллектуального недоразвития присутствуют нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда доминируют процессы торможения, ребенок инертный, медлительный. Он плохо учится, не проявляет интерес к новым вещам. Слабо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) больной неусидчив, очень часто отвлекается, импульсивен. Он может не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты. При проведении грамотной коррекционной работы может достаточно хорошо адаптироваться в обществе.
    3. С психопатоподобными формами поведения. У ребенка наблюдается ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Данная степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Она обычно диагностируется у лиц, перенесших постнатальные инфекционные болезни (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) либо серьезные черепно-мозговые травмы с вовлечением в воспалительный процесс подкорковых образований. Больные с психопатоподобным поведением склонны к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности, бродяжничеству. В момент аффекта они могут быть опасными для социума. Рекомендации окружающих всегда игнорируют. Они не признают правила поведения. В тяжелых случаях пациентам назначается медикаментозное лечение.
    4. Сопровождающаяся нарушениями работы анализаторов. Интеллектуальное и физическое развитие замедлены. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы, опорно-двигательного аппарата.
    5. С выраженной лобной недостаточностью. Наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности. Больной может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В поведении его проявляются несоциальные наклонности. Степень интеллектуальной недостаточности достигает уровня имбецильности. При нарушениях функций лобных долей мозга всегда отсутствует чувство такта. Биологические потребности, напротив, повышены. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Такие пациенты ничего не стесняются, они не испытывают чувства обиды или страха.

    Этиология

    Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

    • I форма – наследственная олигофрения. Она вызвана дефектными генеративными клетками одного из родителей (что говорит о том, что олигофрения передается по наследству). В данную группу относят пациентов с болезнью Дауна, психическим недоразвитием, микроцефалией на фоне имеющихся серьезных поражений костей и кожи.
    • II форма – олигофрения, обусловленная внутриутробными факторами – вирусными, паразитарными и бактериальными инфекциями, перенесенными женщиной во время беременности. Еще одна причина олигофрении, относящаяся к этой группе, – гемолитическая болезнь плода.
    • III форма – задержка психического развития, возникшая из-за родовых травм, асфиксии/гипоксии во время родов. Также она является следствием менингита, энцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесенных в возрасте от рождения до трех лет.
    • IV форма – возникает по причине прогрессирования основного врожденного заболевания. Имеются в виду эндокринные патологии или разные дефекты головного мозга.

    Практически всегда олигофрения сопровождает заболевания:

    • Микроцефалия (череп имеет уменьшенные размеры, мозг – тоже).
    • Гидроцефалия (в желудочках мозга накапливается слишком много ликвора из-за его избыточной продукции либо затрудненного оттока).
    • Фенилкетонурия (вызывает фенилпировиноградную олигофрению). Возникает по причине нарушения метаболизма фенилаланина, что приводит к образованию большого количества токсичного продукта распада. В результате поражается центральная нервная система, проявляются признаки олигофрении.
    • Токсоплазмоз. Если беременная женщина болеет токсоплазмозом, токсоплазмы могут проникнуть в плод и вызвать разные пороки развития (и головного мозга в том числе).
    • Болезнь Дауна (лишняя 21 хромосома провоцирует развитие сердечных пороков, физического и умственного развития).

    М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

    Женский сифилис

    Признаки сифилиса проявляются уже через 14 дней. Первая стадия сопровождается симптомами:

    • Язвы на половых губах, слизистой оболочке влагалища;
    • Общая слабость и недомогание;
    • Увеличение лимфоузлов в паху.

    Инкубационный период заболевания приблизительно 3-6 недель, на месте контакта с шанкром образуется болезненная язва до 2 см в диаметре, с гладким и блестящим дном. Через неделю после отвердевания шанкра увеличиваются регионарные лимфоузлы. Трудность самодиагностики у женщин состоит в том, что они часто заражаются слизистую оболочку влагалища. Плюс, вторично инфицированная язва сопровождается отечностью и с ее поверхности отделяется гной. В этом выделении тяжело выделить бледную трепонему, что ошибочно принимается за отсутствие сифилиса.

    Все анализы и тесты на сифилис делятся на две группы:

    Ссылка на основную публикацию