Дизартрия у детей – формы, симптомы, лечение

Что такое стертая дизартрия: причины, симптомы и лечение нарушения

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской дизартрии, в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. Бульбарная. Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. Псевдобульбарная. Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая. Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая. Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая. Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная. Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести нарушения речи:

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II. Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III. Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV. Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой псевдобульбарной дизартрии, своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих нарушений речи;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и витаминов, основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – Пантогам;
  • ноотропы – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда, — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ;
  • вести профилактику нейроинфекций – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Что такое дизартрия: симптомы, формы заболевания и основы лечения у детей 5-6 лет

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации. При дизартрии органы речи недостаточно подвижны. Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Отчего возникает дизартрия?

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.

Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Читайте также:  Герпетический стоматит — лечение, симптомы и формы

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.

Диагностика заболевания

Поставить диагноз и назначить лечение должны детский невролог и логопед. Для выявления синдрома дизартрии необходимо провести обследование. Основные процедуры при обследовании:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

Параллельно с этими исследованиями необходима и логопедическая оценка:

  • речи на наличие нарушений: общая оценка, ритм, темп, разборчивость произношения, правильность звучания отдельных звуков, словарный запас;
  • функционирования речевого аппарата: подвижность губ, движения верхней и нижней челюсти, спектр движений языка, правильность дыхания, состояние мягкого неба;
  • письма и устной речи.

Логопедическое исследование – неотъемлемая часть диагностики

Лечение дизартрии

Лечение должно быть комплексным. В первую очередь необходимо бороться с основным заболеванием, приведшим к появлению симптомов. Лечение включает медикаментозное воздействие, логопедическую коррекцию и реабилитационные мероприятия. Логопедические занятия по выработке речевых навыков состоят из:

  • развития мелкой моторики;
  • восстановления артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа;
  • гимнастики для дыхательных органов;
  • коррекции произношения звуков;
  • работы над повышением выразительности речи;
  • активного речевого общения.

Лечить медикаментами следует основное заболевание. Показано применение ноотропов. Они помогают улучшить память, активизировать работу мозга. Применение медикаментов желательно сочетать с другими мероприятиями:

  • лечебной физкультурой;
  • массажем, в том числе точечным;
  • физиотерапией, включая лечебные ванны;
  • иглоукалыванием;
  • гирудотерапией.

Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж – базовые занятия, которые можно практиковать как на приеме у логопеда, так и в домашних условиях (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет)

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Что дальше?

Результат лечения в значительной степени зависит от тяжести заболевания. Тяжелые формы трудно поддаются лечению, однако регулярные занятия помогут улучшить дикцию. Прогноз по дизартрии I и II степени положительный, речь может быть скорректирована практически полностью, до совершенно чистого произношения. Главное – систематически заниматься и не опускать руки.


Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой одну из разновидностей нарушения произношения, которая развивается вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Спровоцировать его могут поражения отделов мозга, расположенных в заднелобном и подкорковых слоях.

В логопедической практике дизартрия относится к тройке наиболее распространенных нарушений устной речи у детей. По частоте встречаемости она уступает дислалии и несколько опережает алалию.

Характерные признаки дизартрии у детей и взрослых

В отличие от афазии – другого системного нарушения уже сформированной речи, возникающего при органических поражениях речевых отделов коры, дизартрия характеризуется ограниченностью подвижности элементов речевого аппарата (в частности мягкого неба, языка и губ) и мимических мышц. Ограничение подвижности органов речи при дизартрии у детей, в свою очередь, провоцирует затрудненность артикуляции.

Дизартрия у детей является причиной нарушения словопроизношения и вытекающих отсюда замедления развития навыков чтения и письма, что обусловливается общей задержкой речевого развития.

В отдельных случаях ребенку ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Скорректировать подобного рода дефекты могут занятия со специалистом-логопедом, однако адекватное лечение дизартрии у детей при этом требуется начинать уже с раннего возраста.

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия характеризуется нарушениями:

  • Речевой моторики (сниженной четкостью и смазанностью произношения);
  • Просодической стороны речи (то есть системы взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, влияющих на разборчивость, внятность, мелодику и эмоциональную окрашенность речи);
  • Ритма дыхания;
Читайте также:  Аспирационная пневмония: симптомы, лечение, причины

а также потерей плавности речи, ускорением или замедлением темпа речи.

Кроме того, дети-дизартрики нередко разговаривают слабым голосом и очень тихо или же, наоборот, достаточно резко.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

Формы дизартрии у детей

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Подкорковая форма характеризуется спонтанными сокращениями мимической мускулатуры лица и мышц голосового аппарата. Речь у детей с таким нарушением спокойная, размеренная, плавная, однако срывается при волнении или когда ребенок испытывает другие сильные эмоции (при этом возможны непроизвольные выкрики). Часто нарушение сопровождается снижением слуха.

Бульбарная дизартрия сопровождается параличом лицевой и мускулатуры голосового аппарата в зоне трех нервов – подъязычного, блуждающего и языкоглоточного, которые отвечают за функцию мышц лица и голосовых связок. При этой форме речь невнятна и характеризуется произношением «в нос». Чаще всего такое нарушение является следствием опухолей головного мозга.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка и его проводящих путей. Как самостоятельное нарушение эта форма практически не встречается, чаще она сопутствует другим нарушениям.

Корковая дизартрия является результатом очаговых поражений коры головного мозга.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия у детей. Она обусловливается ограниченным поражением корково-ядерных проводящих путей и характеризуется правильной речью. Дети с дизартрией этого типа на стыке нескольких согласных или гласных просто «глотают» некоторые звуки или же заменяют их другими.

Согласно логопедической классификации, которая основана на принципе понятности речи, заболевание подразделяют на четыре степени тяжести: от 1 (стёртой дизартрии у детей) до 4.

При стёртой дизартрии у детей нарушения речи могут быть выявлены исключительно логопедом при обследовании. При второй степени тяжести речевые дефекты заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. При третьей – речь понятна только близкому окружению ребенка и частично посторонним людям. При четвертой стадии – речь отсутствует вовсе или непонятна даже родителям, эта патология называется анартрией.

Лечение дизартрии у детей

Логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей предполагает системный подход к проблеме. Помимо проведения занятий по коррекции звукопроизношения и уроков по улучшению мелкой моторики, ребенку назначаются:

  • Акупунктурный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Иглоукалывание;
  • Гирудотерапия;
  • Лечебные ванны;
  • Механотерапия и т.д.

Хорошие результаты дает также лечение дизартрии у детей с использованием нетрадиционных форм медико-психологической коррекции и реабилитации: терапии песком, дельфинотерапии, изотерапии, сенсорной терапии и т.д.

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.
Читайте также:  Гипергидроз: что это такое, причины и лечение

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Симптомы и лечение дизартрии у детей

02.06.2017 дети 5,045 Просмотры

Дизартрия – это нарушение произношения, встречающееся у пяти процентов детей. Особенностью патологии является то, что ребенок может знать много слов, уметь правильно строить фразы, но понять его сложно из-за невнятности речи.

Объясняется данный синдром ограниченностью подвижности органов речевого аппарата, что становится следствием поражений нервной системы. Проблемы имеются не с отдельными звуками – болезнь характеризуется полностью смазанной речью. О симптомах, причинах, видах аномалии, методах ее лечения читайте ниже.

Симптоматическая картина

Поскольку заболевание, как правило, бывает врожденным, симптомы дизартрии у детей проявляются очень рано. Каждый внимательный родитель может их распознать. Насторожить его должны такие признаки, приводимые в стандартной таблице симптомов:

  • крик младенца слаб;
  • глотать и сосать крохе тяжело;
  • у ребенка невыразительная мимика;
  • грудничок часто срыгивает, поперхивается.

Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками. Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией). Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.

Что касается речевой характеристики отклонения, то она заключается в следующем:

  • малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
  • его голос звучит «в нос»;
  • научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
  • при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
  • малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
  • нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.

Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.

Важно! Чем раньше родители заметят отклонение и обратятся к специалисту, который проведет коррекцию дизартрии, тем больше шансов на полное выздоровление.

Причины патологии

Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.

  • токсикозы во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
  • патологии соматического характера, которыми страдает мать;
  • сложные роды с травмами или асфиксией;
  • рождение раньше срока.

Замечание! Только в 20% случаев диагностируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Подавляющее большинство страдающих этим заболеванием – ребята с ДЦП.

Среди приобретенных факторов выделяют:

  • травмы головы;
  • менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
  • «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
  • отит гнойного типа;
  • серьезные интоксикации организма.

Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.

Виды патологии

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Степени патологии

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

Диагностика заболевания

Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.

Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь. Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше. Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.

Внимание! Начинать лечение дизартрии у детей можно лишь после выяснения точного диагноза. И поставить его должен врач.

К специализированным методам диагностики дизартрии в логопедии относятся:

  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография.

Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.

Лечение речевых отклонений

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.

Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:

  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.

Совет! Тяжелые формы патологии лучше лечить на базе специализированных учреждений, поскольку ребенок постоянно должен находиться под медицинским наблюдением.

Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.

Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.

Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.

Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.

Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.

Ссылка на основную публикацию