Дисграфия – виды и методы коррекции

Дисграфия: что надо знать родителям

Дисграфия – это нарушение письма. Обнаруживается в первые годы школь­ного обучения, когда осваивается письменная речь. На письменных уроках ребёнок делает постоянные ошибки, хотя изучает правила орфографии. Заболевание связано с расстройством развития высшей нервной системы. У дисграфика хорошие отметки по устным предметам, но тетради пестрят ошибками, пометками красной ручкой. Дисграфия у детей встречается у половины всего количества младшеклассников, в средней школе –- у трети учеников. Статья рассказывает, от чего возникает заболевание. Излагается поэтапность диагностики . Бить ли родителям тревогу, если у школьника появилась дисграфия? Как организовать учебные занятия? Какие существуют формы дисграфических нарушений? Как вылечиться? Статья отвечает на эти вопросы. Даются рекомендации по профилактике заболевания в дошкольном возрасте. Рассказывается о домашних корректирующих упражнениях.

Причины болезни

У детей

Причины дисграфии у детей:

  • Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
  • Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
  • Авторитарные методы воспитания
  • Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
  • Злоупотребление телевизором
  • Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
  • Переучивание ребёнка-левши
  • Начало школьной учёбы с 6 лет

У взрослых

Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты, опухоли мозга
  • Менингит
  • Нейрохирургические вмешательства
  • Травмы, полученные при родах
  • Перенесённая асфиксия

Как проявляется заболевание

У детей

Основной симптом дисграфии –- много стойких ошибок в письменных работах. Ребёнок ошибочно интерпретирует звуки в сильной позиции букв: например, пишет «прафый» вместо «правый». В коротких словах пропускаются буквы: «дом» пишется как «дм». Слоги меняются местами, добавляются лишние. В записях путаются парные согласные, сходные элементы буквенных символов.

Скорость письма медленная, время уходит на размышления, что и как написать. Другой вариант – быстрая, но безграмотная запись слов. Дисграфикам сложно воспроизвести в тетради то, что написано на доске. Перепутанные буквы в словах возникают из-за невозможности различить звуки на слух. Родителей и учителей должна насторожить повторяемость ошибок, совершаемых при письме.

По врачебным наблюдениям дисграфия диагностируется параллельно с гиперактивностью, неврологическими проблемами.

У взрослых

Страдающий дисграфией взрослый, зная грамматические правила, при письме совершает одни и те же ошибки:

  • смешение элементов схожих букв (ш-ц-щ; п-т-л; ъ-ь);
  • замена похожих по звучанию графем (п-б, к-х);
  • путаница между слитностью и раздельностью слов;
  • хаотичность слогов, пропуск букв;
  • медленная скорость записи, нечёткость почерка.

Нарушения мозговых процессов у больного дисграфией проявляются не только в ошибках письменной речи. Ухудшается мелкая моторика, механизм запоминания. Человек легко отвлекается, с трудом сосредотачивает внимание. Важный факт: накопленный запас знаний не исчезает из памяти, уровень интеллекта остаётся прежним.

Что нужно знать о постановке диагноза

Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:

Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной си­стемы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анали­зируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.

Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала лого­пед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.

Пять видов дисграфии

Какая бывает дисграфия? Врачи определяют пять форм заболевания с раз­ной симптоматикой.

  1. Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение звуков отража­ется на записывании слов. Ребёнок пишет так, как слышит. Логопед назначает коррекцию произношения звуков.
  2. Акустическая дисграфия. Звуки правильно произносятся, но подменяются при записывании другими буквами. Смешиваются парные звонкие и глухие со­гласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; свистящие и шипящие Ж-З, Ш-С, С-Ц. Пута­ются звуки Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. Затруднение возникает в записывании мягких звуков: «лублю», «польивать».
  3. Аграмматическая. Диагностируется общее недоразвитие речи. В тетради слова пишутся вне правил грамматики: не изменяясь по склонениям, без связи между собой, с ошибочными окончаниями. Например: «синий варежка», «яркая солнце». Аграмматическую дисграфию диагностируют с 9 лет, потому что заболе­вание проявляется к этому возрасту.
  4. Оптическая дисграфия – это нарушение пространственного и зрительного восприятия. Школьник не различает похожие элементы в буквах. Поэтому при письме появляются лишние палочки, кружочки, зеркальное отображение, пута­ница заглавных и строчных символов. Например, смешивается начертание сход­ных по строению букв: заглавных Ц-Щ, Р-Ь-Ы, Э-З; строчных п-т, в-д, л-м, и-ш.
  5. Моторная дисграфия. Э та форма дисграфии выявляется чаще, чем осталь­ные . Диагностируется слабость языкового синтеза, анализа. Симптомы мо­торной формы: путается слитное и раздельное написание предлогов, приставок; пропускаются окончания. В словах буквы и целые слоги меняются местами, по­вторяются. Слова не дописываются, добавляются ненужные буквы. Дисграфик не разделяет слово на слоги, предложения – на слова.

Всё можно исправить

Итак, у ребёнка дисграфия. Что делать? Родителям надо понять, что заболе­вание успешно корректируется. Ошибки при письме –- следствие недоразвития устной речи, нарушения пространственного мышления, моторных навыков. Ру­гать дисграфика за ошибки –- неправильная тактика. Нельзя заниматься много­кратным переписыванием классной, домашней работы. Воспитывается отвраще­ние к учёбе, чтению, письму.

Если доктор поставил диагноз, не надо показывать тревожность и беспокой­ство при ребёнке. Он будет ощущать свою неполноценность, это отразится на от­ношениях в детском коллективе. Лучше направить родительское внимание на успехи во время логопедических занятий.

Лечение дисграфии у школьников осложняется прохождением школьной про­граммы. Родители говорят учителю о том, что ученик проходит курс лечения. Диктанты и контрольные работы проверяются совместно учителем и логопедом. Отметки по русскому языку выставляются с учётом постепенной коррекции рече­вых и письменных навыков.

Подробности лечения

Коррекция детской дисграфии –- это совместная работа логопеда, учителя, родителей, пациента. В зависимости от вида заболевания и формы проявления назначается комплекс лечения. Занятия проходят в кабинете врача, но выполнять упражнения нужно и дома. В отдельных случаях врач параллельно с логопедиче­ским лечением назначает курсы физиотерапии, гидротерапии, ЛФК, массажа.

Коррекция акустической дисграфии начинается с развития фонематического слуха. Младшеклассники выполняют письменные и игровые задания: распознава­ние гласных и согласных на слух, отработка произношения мягкости звуков, поиск ошибок в словах. Для проверки усвоенных знаний логопед устраивает диктанты.

Цель коррекции оптической дисграфии –- тренировка зрительной памяти. Упражнения формируют навык начертания букв. Родители покупают для ребёнка ручки, карандаши с негладкими, неровными корпусами. Массаж подушечек пальцев стимулирует работу мозговых центров.

Лечение дисграфии у взрослых проводится в виде комплекса логопедических методик и успокоительной терапии. Врач учитывает форму и причину заболева­ния. Во время лечения пациент исправляет дефекты произношения, развивает связную речь, слуховую память. Занятия тренируют способности к аналитике, расширяют словарный запас. Письменные упражнения закрепляют навыки пра­вильной записи букв. Дополнительно пациенту назначается массаж, медикамен­ты, физиотерапия, курс ЛФК.

Домашние занятия

Заболевание не лечится быстро, на коррекцию нарушений письма уходят месяцы занятий. Лечение дисграфии у школьников эффективно, если заниматься дома, параллельно с посещением врача. Рабочее место ребёнка освещают так, чтобы было комфортно глазам. В занятиях важен положительный настрой. Ребёнка мотивируют похвалой за успехи. Логопеды составили ежеднев­ные ком­плексы упражнений для лечения дисграфии в домашних условиях.

Прописи тренируют письменный навык. Младшеклассник заполняет стра­ницы, стараясь, чтобы каждая буква занимала свою клеточку. Если неинтересно писать в прописях, приобретают тетрадь в клетку. Удобно пользоваться гелевой ручкой, так ребёнку легче замечать различия в буквенных символах.

Упражнение «Корректурная правка» проводится в течение 5 минут. Роди­тели берут книгу с незнакомым ребёнку содержанием, средним размером шрифта. Задача: подчеркивать буквы на странице. Например, сначала А, потом О. Через несколько дней подчёркивают согласные. Далее надо искать две буквы : одна подчёркивается, вторая обводится. Упражнение концентрирует внимание на по­иске заданных буквенных признаков.

Упражнение «Пишем вслух» развивает фонематический слух. Ребёнок учится записывать звуки нужными буквами. Метод прост: то, что пишется, проговарива­ется вслух, буква за буквой. Внимание уделяется неясно звучащим зву­кам, окончаниям слов. Упражнение тренирует последовательность записи буквен­ных символов, вырабатывает привычку дописывать конечные буквы слов.

Внимательность и уверенность письма оттачивает упражнение «Пропущен­ные буквы». Взрослый подготавливает два текста. В первом пропускаются буквы, второй содержит полный текст. Ребёнку надо дописать недостающие символы, сверяясь с текстом-подсказкой.

Задания с лабиринтами есть в детских журналах, на развивающих сайтах. Ведение безотрывной линии тренирует моторику движений рук, предплечья. Лист с лабиринтом неподвижно лежит на столе, перемещается только рука с ручкой.

Диктанты для коррекции дисграфии логопеды рекомендуют писать каждый день по следующим правилам:

  • Тексту из 150 слов уделяется не менее часа
  • Сначала – чтение вслух с совместным разбором орфограмм, проговарива­нием правил
  • Предложение перед записыванием читается вслух три-четыре раза
  • Ребёнок определяет, где ставятся запятые; объясняет постановку знаков
  • Предложение диктуют по частям
  • Каждое слово проговаривается, затем записывается
  • Взрослый не исправляет ошибки красной ручкой, пользуется карандашом

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Разновидности и коррекция дисграфии: упражнения и советы

Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.

Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.

Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.

По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.

Что провоцирует развитие нарушения

Вызвать нарушение могут такие причины:

  1. Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
  2. Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
  3. Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
  4. Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
  5. Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.

Механизм развития отклонения

Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Виды дисграфии

Существует пять типов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая, связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
  • акустическая, вызвана нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне аграмматизма;
  • оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Характерные проявления

В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:

  1. При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
  2. При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
  3. В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
  4. Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
  5. В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.
Читайте также:  Гиперкальциемия - симптомы, причины, лечение

Самые распространенные ошибки

Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

  • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
  • добавление ненужных элементов;
  • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
  • зеркальное написание букв.

Сопутствующие отклонения

Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается дислексией и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

Виды ошибок при дисграфии

Профессиональная диагностика

Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

  • анализ письменных работ;
  • оценка общего развития и речевого развития в частности;
  • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
  • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

  • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
  • диктант;
  • описание сюжета по рисунку;
  • чтение вслух.

После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?

В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.

Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.

Коррекция нарушения

Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.

Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.

Цели такой работы заключаются в следующем:

  • устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • улучшение всех познавательных сфер.

Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.

При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.

Упражнения для деток младшего школьного возраста

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.

Вот некоторые из них:

  1. Корректурная правка. Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
  2. Пишем вслух. Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
  3. Лабиринты. Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

Шансы на успех — каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.

Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Также необходимо придерживаться таких правил:

  1. Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
  2. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
  3. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
  4. Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

Коррекция дисграфии

Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.

Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:

  • Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • Работа над обогащением словарного запаса у младшего школьника;
  • Акцент на формирование грамматической стороны речи;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия;
  • Занятия, развивающие память и мышление;
  • Развитие двигательной сферы;
  • Занятия для улучшения связной речи;
  • Письменные упражнения для закрепления полученных навыков.

Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.

Коррекция оптической дисграфии

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.

Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка;
  • Овладение графической символизацией;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие слухового анализа и синтеза;
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.

Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.

Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:

  • В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
  • В окружающем мире;
  • На листе бумаги.

Мазанова для коррекции дисграфии также рекомендует уделять большое внимание дифференциации букв, которая включает изолированное написание их:

  • В слогах;
  • В словах;
  • В словосочетаниях;
  • В предложениях;
  • В тексте.

Коррекция дисграфии и дислексии

Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:

  • Диагностический;
  • Подготовительный;
  • Коррекционный;
  • Оценочный.

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.

Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.

Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.

Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Дисграфия. Причины. Виды.Коррекция.
статья на тему

В данной статье рассмотрены причины и способы коррекции дисграфии у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
в статье рассмотрены причины и способы коррекции дисграфии29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия. Причины. Виды.Коррекция.

Тимофеева Ольга Николаевна

МКОУ « Средняя общеобразовательная школа №4» г.Шадринска,

Дисграфия является одной из наиболее распространенных причин дезадаптации и неуспеваемости младших школьников. Дети с дисграфией особенно нуждаются в логопедической помощи, часто оказываются в числе неуспевающих. Поэтому таким учащимся нужна своевременная помощь. Сами дети, с такой проблемой справиться не в силах. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладений письмом, необходимо начинать работу по предупреждению дисграфии с первого класса.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к учебе.

Ключевые слова : дисграфия, акустическая дисграфия, диагностика, коррекция.

Письмо -это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычлинять их в потоке речи и соединять, правильно произносить ( Ефименкова Л.Е, Садовникова И.Н).

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

– определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;

-соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;

-воспроизвести с помощью движения руки букву.[3]

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова .

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом-дисграфия.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Дисграфия изучается в различных аспектах: в клиническом (А.Н.Кортнев), в психологическом ( Н.В.Разживина, А.А.Тараканова), в ппсихолингвистическом (Р.И.Лалаева, Е.Ф.Соботович), в нейропсихологическом ( Т.В. Ахутина,Т.Г.Визель), в педагогическом (Н.А.Логинова, И.Н.Садовникова).

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, то есть ошибки, которые не регламентируются применением орфографических правил, носят стойкий характер и возникновение которых не связано ни с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка, ни с нерегулярностью его школьного обучения. В основе возникновения стойких «нелепых», часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребёнка, а серьезные объективные причины.

Причины стойких нарушений на письме

-слабая готовность ребёнка к школе;

-нерегулярность школьного обучения;

-недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье;

-двуязычие в семье;

-неправильная речь окружающих, аграмматизмы;

-неблагоприятная семейная обстановка;

-ослабленное соматическое здоровье (длительные заболевания в ранний период развития);[2]

-нарушения обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма;

-несформированность слухового внимания и памяти. Трудности во время переключения с одного вида деятельности на другую. Дети не успевают за темпом урока, застревают, отстают от последующего хода урока, с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, трудности в воспроизведении предложения из 4-5 слов, практически недоступным является письмо по памяти. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу;

-несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, образцами на доске или в учебнике. Большой вред на развитие зрительного анализатора оказывают компьютерные игры. Когда мы рассматриваем картину, мы фиксируем свой взгляд на целостность изображения. Когда мы смотрим на экран компьютера- это движущая картинка мешает сфокусировать свой взгляд на предмете. Тем самым развивается боковое зрение. Для чтения и письма губительно развитие бокового зрения, быстро устают глаза. Ребёнок с трудом фиксирует свой взгляд на целостности слова, буквы, работает боковое зрение, воспринимается часть слова, часть буквы. Ребёнок теряет слово, слог, строчку;

-недостаточность моторного развития;

-несформированность пространственного восприятия. Ориентировка на собственном теле, в помещении, на листе бумаги;

-несформированность фонематического восприятия. Дети затрудняются в овладении слоговом и звуко-буквенным анализом (пропуски букв, недописывание букв и слогов, наращивание слов лишними буквами и слогами, перестановки букв или слогов внутри слова, слитное написание слов, грубое искажение слова, произвольное деление слов);

-несформированность фонематического слуха. Трудности в различении звуков родного языка на письме. Это проявляется в виде смешении букв по звонкости и глухости, по акустико-артикуляционному сходству, допускают ошибки при подборе проверочных слов;

-несформированность слухового восприятия. Дети не могут использовать заученное правило на письме. Не слышат ударную и тем более безударную гласную, поэтому испытывают трудности в подборе проверочных слов;

-отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи. Ребёнок испытывает трудности в структурном построении предложения, не умением пользоваться грамматическими связями слов в предложении. Лексический запас очень беден и ограничен, неумение правильно образовывать новые слова. Трудности при образовании прилагательных от существительных даже при опоре на образец. Бедность словаря мешает в подборе проверочного слова, вместо родственных слов используют близкие по звучанию.[5]

Нарушения могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка. Кроме того, дисграфия возникает при органических речевых расстройствах (А.Р.Лурия,С.М.Блинков,М.Е.Хватцев).В отечественной литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушение письма как проявление системного нарушения речи, как отражение неразвитая устной речи во всех ее звеньях.[4]

Одна из главных задач логопеда – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы.[1]

Для компенсации выявленных нарушении нужны благоприятные условия : внутренние и внешние.

-высокое общее умственное развитие ребёнка;

-высокий или нормальный уровень развития психофизиологических функций;

-хорошее состояние здоровья и высокая общая работоспособность;

-сбалансированность нервных процессов;

-нормальное развитие эмоционально-мотивационной сферы.

-хорошие социально-экономические условия;

-нормальный эмоциональный климат в семье;

-высокий уровень преподавания в школе;

-доброжелательное отношение учителя и ученика;

-ранняя диагностика и выявление школьных трудностей;

-своевременная коррекционная работа.[5]

Существует несколько классификации дисграфии (А.Н.Корнев,О.А.Токарева,М.Е.Хватцев), но наиболее обоснованной является классификация разработанной Лалаевой Р.Е.Она выделяет следующие виды дисграфии:

-артикуляционно-акустическая: на почве расстройств устной речи. Причина этому не правильное произношение звуков речи, которое отражается на письме. Ребёнок пишет слова так, как он их произносит;

-акустическая: проявляется в замене букв, при этом в устной речи звуки произносит правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие-глухие (б-п,в-ф,д-т,ж-ш),свистящие-шипящие(с-ш,з-ж),африкаты и компоненты ,входящие в их состав(ч-щ ,ч-ть, ц-т, ц-с);

-дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза: пропуски букв и слов; перестановка букв или слогов, недописывание букв, слогов, слов; написание лишних букв в слове; повторение букв или слогов; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок; произвольное дробление слова;

-аграмматическая: она связана с недоразвитием грамматического строя речи, ребёнок пишет вопреки правилам грамматики;

-оптическая: если ребёнок не улавливает тонких различии между буквами, то это приводит к трудностям усвоения букв и неправильному изображению их на письме: недописание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв.

Остановимся конкретно на акустической дисграфии.

При акустической дисграфии воспринимаемые фонемы искажаются, хотя слух остается в норме. В зависимости от тяжести поражения височной области звуки человеческой речи могут совсем недифференцироваться как несущие фонематическую нагрузку, а могут представлять лишь незначительные искажения в восприятии акустически близких звуков, такие расстройства в нейропсихологии получили название речевой акустической агнозии (или сенсорной афазии).

В тех случаях, когда поражаются более глубинные отделы левой височной доли, фонематический слух может оставаться в норме, но при этом страдает слухо-речевая память.

Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия отрицательно влияют на такие процессы, как понимание устной речи, использование экспрессивной речи и, как следствие, формирование письменной речи. При акустической дисграфии затруднено выделение звукового состава слова, различение фонетически близких звуков, наблюдаются трудности в дифференциации сложных фонематических комплексов.

Анализ распространенности и специфики нарушения письма при акустической дисграфии, проведенный рядом ученых ( Л.С.Выгоцкий, А.Р.Лурия,Н.Н.Жинкин,Р.Е.Левина,Р.Д.Тригер),выявил несколько групп ошибок:

1. Ошибки, предпосылками для которых является несформированность фонематического восприятия . Такие ошибки связаны с заменами букв, обозначающих близкие звуки, с обозначением смягчения согласных звуков. Чаще всего смешиваются звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, сонорные.

Замена звука может происходить не только внутри определенных фонематических групп, но и хаотично. При этом замена звука может происходить постоянно, ввиду отсутствия данного звука в речи, т.е. ребёнок всегда заменяет определенный звук (тонарь-фонарь), а может нести неустойчивый характер. В этом случае звук в речи ребёнка присутствует, но в письменной речи он не всегда его употребляет.

2. Ошибки, характеризующиеся дефектом обозначения мягкости согласных . Такие ошибки выражаются в ошибочном смягчении согласного звука последующими гласными (мямя мееть пяли-мама моет полы), замене мягких звуков твердыми (малчики игралы в мячик-мальчики играли в мячик), смешанными дефектами, когда наряду с правильным написанием твёрдых и мягких согласных встречаются нарушения.

3 .Ошибки, связанные с нарушением звукобуквенной и слоговой структур слова : пропуски и добавления букв, слогов, перестановки букв, слогов. В основном пропускается безударная часть слова (полок-потолок) или согласный звук, стоящий в непосредственной близости с другим согласным (поед-поезд). Пропуск гласных звуков встречается не только в открытом слоге в середине слова, но и в конце слова ( радуг-радуга). Так же отмечаются перестановки букв и слов (взук-звук), добавления букв и слогов в слове (деревоо-дерево).

4. Ошибки,связанные с недостаточной сформированностью аналитико-синтетической функции на уровне словосочетаний и предложений .

На письме данные дефекты выражаются в слитном написании слов (отецуехал- отец уехал), слияние частей двух слов в одну ( птибечут-щебечут), пропусках слова( тракторист трактор- тракторист чинил трактор).

Существует несколько диагностик акустической дисграфии : Тестовая методика Т.А.Фотековой, « Исследования устной речи» А.Н.Корнева, «Диагностика письменной речи у младших школьников» О.И.Азова.

Тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой : речевые задания даны в виде тестов и критерии оценки их выполнения. Обработка данных позволяет выявить детей с разными нарушениями: ОНР,ЗПР,УО с системным речевым дефектом.

Методика « Исследования устной речи(А.Н.Корнева): Основные задачи методики: 1)уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках;2)диагностика интеллекта;3)исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой;4)анализ психопатологической картины, особенно в двух ее аспектах: выраженности психоорганической симтоматики и реакции ребёнка на трудности в освоении программного материала.

«Диагностика письменной речи у младших школьников» (О.И.Азова):

автор предлагает обследование импрессивной и экспрессивной речи, грамматический строй речи, понимание и воспроизведение текста, обследование речи, обследование языкового анализа, синтеза и преедставлений, обследование процессов чтения и письма, обследование орфографических знаний, умений, навыков; обследование зрительно-пространственных функции и особенности ручной моторики, зрительной и слуховой памяти.

Основные направления логопедической работы:

1.Развитие фонематического восприятия: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов, фраз. Различение навыков звукового анализа;

2.Работа над звукопроизношением: прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем(искажение, замена, отсутствие звука);

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков; различение между собой звуков речи( согл,гл): согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие); выделение любых звуков из состава слова; умение объединять звуки в слоги, слоги- в слова; умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов; обогащение словарного запаса; обучение детей разным способам словообразавания с помощью разных приставок;

4.Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков( т-д,з-с, ж-ш,к-г,в-ф и т.д)

– Прочитай слова, найди в них букву «ю», скажи, где она стоит: в начале слова или в конце ( юбка ,каюта, убираю). Теперь прочитай слова и найди в них мягкие согласные, какой звук их смягчает? (рюкзак, изюм, блюдо);

– Прочитай слова, найди в них букву «е», скажи, где она стоит: в начале, в середине, или в конце (поездка, ежевика, учение). Теперь прочитай слова и найди в них мягкий согласный, какой звук их смягчает? (ветер, метель, ведро);

– Рассмотри картинки, скажи, что на них нарисовано? ( предлагаются картинки, в названиях которых есть мягкие согласные, смягченные гласными звуками [ йэ], [ йо], [йу], [йа];

– Придумай слова с твердыми и мягкими звуками [т], [д] (такие же упражнения применяются для всех пар согласных);

-Прочитай и спиши слова. Скажи, что они означают? Ров-рёв, лук-люк, рис- рысь, рад- ряд;

-Прочитай слова: поезд, самолёт, самокат, пароход. Скажи, какое лишнее слово по смыслу? (самокат). А теперь скажи, в каком слове есть мягкий звук? (самолёт).

Проблема дисграфии является актуальной в современных условиях. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедических группы испытывает большие трудности в обучении. Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении, но для этого понадобится немного терпения и усидчивости со стороны логопеда, родителей и самого ребёнка. Тогда ребёнок будет радовать своими достижениями.

1.Барылкина Л.П. Эти трудные согласные: вызванные нарушениями процесса письма и чтения. [Текст] М: Просвещение.,2005.- 5 с.

2.Ефименкова Л.Е. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. [ Текст] М: 2003. – 7с.

3.Садовникова И.Н .Дисграфия. Дислексия. Технология преодоления.

[ Текст], М: Просвещение.,2001.- 3с.

4. Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.

[ Текст] М: Просвещение.,1972.-7с.

5 Яструбинская Е.А.Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста. [Текст] М: Просвещение.,2009.-8с.

Дисграфия у школьников: коррекция, упражнения, причины

Дисграфия обычно выявляется, когда ребёнок отправляется в школу. Суть патологии состоит в нарушении письменной деятельности. Проблемы возникают из-за дефицита сформированности всех функций психики, которые несут ответственность за контроль и выполнение письма.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «дисграфия»?

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики. Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Наибольшее распространение патология получила среди младших школьников. Это связано с тем, что большинство детей страдает фонематическим или общим недоразвитием речи. Если имеет место быть подобное нарушение, освоить письмо значительно труднее.

В зависимости от степени выраженности выделяют аграфию и дисграфию. В первом случае ребёнок вовсе не может овладеть письмом. Он полностью теряет подобные способности. При развитии дисграфии письменная речь присутствует, однако наблюдается ее искажение.

Сегодня существует большое количество разновидностей заболевания. Выделяют следующие варианты дисграфии:

  1. Оптическая. Ребёнок зеркально отображает символы или предложения. Он может писать буквы не полностью или воспроизводить их на бумаге с лишними частями.
  2. Проблемы с языковым анализом и синтезом. Ребёнок дублирует слоги. Имеют место быть трудности со слитным и раздельным написанием.
  3. Акустическая. Возникает в результате слуховых нарушений. Она сопровождается подменой парных букв друг другом. Возможно возникновение нарушений по звонкости и глухости или твердости и мягкости.
  4. Артикулярная акустическая. Похожа на предыдущую разновидность патологии. Возникает из-за неверной артикуляции, которая приводит к неправильному мысленному представлению о структуре слова.
  5. Моторная. Редко связана с ментальными особенностями. Обычно появляется из-за того, что ребёнок не может верно управлять рукой при письме. Это может проявляться в низкой скорости написания слов или постоянном изменении наклона и размера букв. Иногда возможен слишком слабый или слишком сильный нажим на бумагу. Линии получается дрожащими. Имеет место быть скованность движений. Особенно такое явление заметно при переходе от одного символа к другому.
  6. Аграмматическая. Наблюдается из-за грамматической несогласованности в словосочетаниях. Ребёнок может путать род, склонение, падежи, числа, подменять предлоги. Возможно допущение ошибки в проверках гласных в корне, если на них не падает ударение. Такое явление чаще всего наблюдается в религиозных семьях или при длительной жизни за рубежом. Некорректная методика раннего обучения иностранному языку также способна привести к возникновению такого явления.

Дисграфия у школьников

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение».

Почерк у детей с патологией часто бывает неразборчивым и неровным. Чтобы написать слово, ребёнку требуется приложить много усилий. При этом он пишет медленно. Если больной обучается в классе с обычными детьми, он может испытывать переживания из-за медлительности, допускаемых ошибок. Дополнительно усугубляет проблему недовольство учителей. В речи ребенок, страдающий патологией, часто не может строить длинные предложения. Он предпочитает молчать или говорит очень кратко. Из-за этого пациент не может общаться со сверстниками. Ему кажется, что все одноклассники настроены против него.

Статистика показывает, что патология может сопровождаться другими заболеваниями. Чаще всего дисграфия выявляется совместно с дислексией. Дополнительно у ребенка могут присутствовать проблемы в речи и нарушения иных физических функций.

Дисграфия у младших школьников

Дети младшего школьного возраста чаще всего сталкиваются с проблемами. Они проявляются в процессе обучения письму в начальной школе. Ребёнок начинает писать слова с фонетическими ошибками. Слоги формируются неправильно. Присутствует добавление лишних букв или пропуск нужных. Нередко несколько слов пишется слитно.

Симптомы дисграфии

Симптомы патологии проявляются во время письменной речи. Заподозрить присутствие дисграфии можно по следующим признакам:

  • ребёнок пропускает строчки или буквы;
  • присутствует слитное написание предлогов со словами;
  • отсутствуют отступы между словами и предложениями;
  • ребёнок не соблюдает правила переноса слов и границы полей в тетради;
  • ребёнок не может определять написание временных границ;
  • почерк неразборчивый, неаккуратный и мелкий;
  • буквы написаны коряво;
  • безударные гласные пишутся неправильно;
  • присутствует множество лишних букв и слогов.

Причины и профилактика дисграфии

Причин, приводящих к возникновению дисграфии, много. Явление может возникнуть в результате наследственности или соматических заболеваний, продолжающихся длительное время. Плохая социализация ребенка также является возможной причиной появления патологии. Риск возникновения заболеваний повышается, если человек мало общается со сверстниками. Много зависит и от речи взрослых. Если бабушки, дедушки, родители и иные окружающие ребенка говорят неграмотное и нечетко, это может отразиться на пациенте. К патологии приводят и нарушения в работе головного мозга. Они могут быть получены в результате:

  • родовой травмы;
  • асфиксии;
  • внутриутробной инфекции.

Спровоцировать появление патологии может и попытка обучения ребенка чтению и письму в слишком раннем возрасте. Многие женщины хотят, чтобы их дети освоили эти навыки в трехлетнем возрасте. Однако всему свое время. Такие дети психологически не готовы к освоению трудного для них материала. Возможно и противоположное явление. Если родители халатно относятся к воспитанию детей, проблемы также могут возникнуть.

Патологии можно избежать, если заранее уделить внимание различным профилактическим мерам. Врачи рекомендуют:

  • постоянно читать ребенку книги с момента рождения;
  • начинать занятия по подготовке к школе с возраста 4-5 лет;
  • записать ребёнка в творческие кружки, способствующие развитию крупной и мелкой моторики кистей рук.

Коррекция дисграфии с упражнениями

Дисграфия поддается коррекции. Однако родители должны быть готовы, что им придется потратить достаточно много сил на борьбу с патологией. Нарушение требует квалифицированной логопедической помощи. Обычно борьба с заболеванием осуществляется при помощи выполнения различных упражнений. Они зависят от возраста ребенка и особенности заболевания. Так, для борьбы с патологией могут использоваться:

  1. Магнитная Азбука. Применяется для детей младшего школьного возраста. Азбука просит ребёнка складывать из букв слоги и слова, а затем произносить их. Это позволяет запомнить графические образы и правильность написания.
  2. Схематичные слова. В схематичном варианте рисуются картинки с изображением разных предметов, а также пишутся их названия. Так, если нарисована лошадь, под ним пишется звуковая схема «л-о-ш-а-д-ь». Задача ребенка состоит в правильном произношении слова и самостоятельном его написании. Все звуки необходимо выговаривать четко.
  3. Игра в писателя. Ребенка просят взять перо и чернила и написать что-нибудь. С помощью метода формируется правильное положение ручки по отношению к бумаге.
  4. Работа над почерком. Чтобы ребенок писал понятно, необходимо использовать тетради в клетку. Во время домашних занятий родители должны предложить ребенку вписать букву в каждую клеточку. Однако не стоит предлагать переписывать слишком большие тексты. Ребёнок заскучает. Выполнение упражнений может превратиться в пытку.
  5. Пропущенные буквы. Необходимо дать ребёнку текст, в котором отсутствует ряд букв. Вместе с заданием нужно дать тот же отрывок, но написанный правильно. Задача ребёнка будет состоять в переписывании букв на место пропуска. Упражнение позволяет тренировать внимание и запоминать правильное написание слов.
  6. Проведение диктанта. Обычно метод используется для детей более старшего возраста. Метод дает возможность отработать речевое восприятие.
  7. Разделение текста на смысловые блоки. Метод особенно актуален, если требуется много писать в тетради.
  8. Заучивание слов из словаря. Эксперты советуют ежедневно повторять и учить минимум три-четыре новых словарных слова. Однако не стоит перебарщивать. Если родители начинают требовать от ребенка слишком многого, это приведет к потере интереса к занятию и отказу в продолжении обучения.
  9. Заучивание стихотворений наизусть. Метод позволяет тренировать память и развивать речь. Эта особенность в последующем положительно скажется на письме.

Работая с ребенком, у которого выявлена дисграфия, важно не заставлять его раз за разом исправлять допущенные ошибки, а научить не делать их. По этой причине все выполненные задания родители должны проверять самостоятельно.

Коррекция у школьников

В обычных школьных условиях борьба с патологией осуществляться не может. Коррекционная работа проводится в зависимости от разновидности нарушения. Цели выполнения действий состоят в следующем:

  • улучшение всех познавательных сфер;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирования связной речи;
  • устранение дефектов, возникающих в звукопроизношении;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • развитие грамматической стороны речи.

Навыки, которые ребёнок сможет получить в ходе коррекции, закрепляются при помощи выполнения письменных заданий. Дополнительно рекомендуется пройти обследование у психоневролога. Это позволит выявить сопутствующие дисграфии нарушения, если они имеют место быть. В случае постановки подобного диагноза назначается медикаментозное лечение. Дополнительно проводится процедура физиотерапии. Ребенка могут направить на лечебную гимнастику или мануальную терапию.

Коррекция у младших школьников

Сегодня разработано достаточно много эффективных упражнений, позволяющих выполнить коррекцию дисграфии у младших школьников. Подбор подходящих упражнений осуществляет специалист. Родители могут выполнять вместе с ребёнком следующие упражнения:

  1. Лабиринты. Это игровое упражнение, которое способствует развитию крупной моторики. С его помощью повышается внимание. Суть упражнений состоит в необходимости проведения непрерывных линии. При этом важно, чтобы ребёнок не менял положение руки и не поворачивал и листок бумаги, на котором изображён рисунок, используемый для соединения по точкам.
  2. Корректурная правка. Для выполнения упражнения необходимо взять книгу, которую ребенок ранее читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Затем родитель должен дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву. Например, это может быть a или o. Изначально стоит давать задание только на 1 букву. Рекомендуется выполнять упражнения не более 5 минут в день. Через 5 суток можно усложнить задание. Так, задание теперь может состоять в том, что необходимо подчеркнуть одну букву, а следующую зачеркивать или обводить. Затем следует попросить отметить парные буквы, имеющие некоторые сходства.
  3. Пишем вслух. Суть метода состоит в проговаривании всего, что пишется, именно в том виде, каким оно воспроизводится на бумаге. При этом необходимо подчеркивать слабые буквы. Такое название получили звуки, которым в процессе произношения не уделяется внимание, но они обозначаются на письме. Необходимо чётко проговаривать окончания всех слов и записывать их.

Упражнения должны выполняться систематически. В ином случае они пользы не принесут.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они “нормальные”, а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать “отлынивать” от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Читайте также:  Ангиомиолипома — причины, симптомы, лечение
Ссылка на основную публикацию