Аффективно-респираторный приступ: причины, лечение, формы, диагностика

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторных приступов не вызывает затруднений, если подтверждена связь с предшествующим травмирующим воздействием и имеются подобные эпизоды остановки дыхания в анамнезе.

Аффективно-респираторный приступ, как правило, проявляется впервые в промежутке между 6 и 18 месяцами жизни и продолжается до 2-3-летнего (реже – 4-5-летнего) возраста.

Для уточнения диагноза иногда рекомендуются дополнительные исследования:

  • ЭКГ (регистрируются эпизоды асистолии);
  • ЭЭГ (выявляется замедление или уменьшение амплитуды импульсов).


Длительная задержка дыхания и, как следствие, поступления кислорода провоцирует гиперкапнию (избыточное накопление в крови углекислого газа), которая вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани: ребенок делает вдох и начинает дышать, приходит в сознание.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».


Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Опасно ли это?

В медицине аффективно-респираторные пароксизмы опасными не считаются. Обычно дети их «перерастают» и с возрастом АРП проходят и без лечения. Существуют и данные, что косвенно такие приступы могут повлиять на риск развития у ребенка эпилепсии, но прямой связи ученым пока установить не удалось. Единственная статистика, которая говорит в пользу этого утверждения, гласит, что у детей-эпилептиков приступы АРП в прошлом были в 5 раз чаще, чем у остальных детей. Эта статистика ни в коем случае не позволяет утверждать обратного, что дети с АРП начинают страдать эпилепсией.

Конечно, в момент пароксизма головной мозг ребенка на протяжении 10-60 секунд испытывает кислородное голодание ввиду отсутствия дыхания. Это может негативно сказываться на состоянии центральной нервной системы, в частности, у ребенка могут возникать проблемы с вниманием, памятью, мыслительными процессами, обучением, но такие последствия становятся вероятными только в том случае, если приступы задержки дыхания (АРП) случаются с завидной частотой.


Избежать повторных приступов поможет изменение образа жизни ребенка. Следует придерживаться такого режима, при котором малыш не будет сильно уставать, его день должен быть наполнен физической активностью, питание должно быть полноценным.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Причины аффективно-респираторных приступов

В настоящее время ключевые причины аффективно-респираторных приступов у детей от шести месяцев до четырех-пяти лет усматривают в том, что многим структурам центральной нервной системы (ЦНС) в раннем детстве свойственна функциональная незрелость с отсутствием четкой координации в их работе и не до конца адаптированная вегетативная нервная система (ВНС).

В первую очередь, это связано с продолжающейся после рождения миелинизацией нервных волокон. Так, у детей спинной мозг и его корешки полностью покрываются миелиновой оболочкой только к трем годам, вагус (блуждающий нерв) миелинизируется до четырех лет, а волокна проводящих путей ЦНС (в том числе аксоны пирамидного тракта продолговатого мозга) – до пятилетнего возраста. А вот тонус блуждающего нерва стабилизируется намного позже, и, вероятно, поэтому аффективно-респираторные приступы у новорожденного происходят достаточно редко, и в таких случаях они могут быть признаком врожденной аномалии Арнольда-Киари или генетически обусловленных и передающихся по наследству синдромов Ретта (Rett syndrome) и Райли-Дея (Riley-Day syndrome).

Продолговатый мозг и его дыхательный центр, поддерживающий рефлекторный автоматизм движения дыхательных мышц, у детей развит хорошо, и выполняет свои функции с момента появления ребенка на свет, однако расположенный здесь же сосудодвигательный центр не всегда обеспечивает адекватность вазомоторных реакций.

В раннем детстве продолжают совершенствоваться симпатический и парасимпатический отделы ВНС, обеспечивающей дыхательный и все остальные безусловные рефлексы. В то же время количество передающих нервные импульсы синапсов стремительно возрастает, а возбуждение нейронов пока что адекватно не уравновешивается их торможением, поскольку в подкорке детского головного мозга недостаточен синтез гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – ингибирующего нейромедиатора ЦНС. Вследствие этих особенностей кора больших полушарий может подвергаться как прямому, так и отраженному диффузному перевозбуждению, чем специалисты объясняют не только повышенную нервную возбудимость многих детей младшего возраста, но и их эмоциональную лабильность.

Необходимо заметить, что, в отличие от зарубежных, многие отечественные педиатры приравнивают аффективно-респираторные приступы у детей к истерическим припадкам или саморазрешающимся истерическим пароксизмам, то есть, по сути, к проявлениям истерического невроза.

[8], [9], [10], [11], [12]

Психологами признано немаловажное значение реакции родителей на проявления сильных эмоций, раздражительности или недовольства детей. Следует иметь в виду, что склонность к подобным приступам, как и ко многим другим синкопальным состояниям, может передаваться генетически – вместе с типом вегетативной нервной системы (гиперсимпатикотоническим или ваготоническим).

Аффективно-респираторный приступ: причины, лечение, формы, диагностика

Респираторные аффективные судороги наблюдаются у детей с повышенной возбудимостью в возрасте от 7 — 8 мес до 2 лет. В 30% случаев они носят семейный характер и провоцируются психогенным фактором: испугом, сильпой болью, гневом. Ребенок начинает кричать, затем наступает задержка дыхания на вдохе (инспираторная остановка дыхания), развивается цианоз, голова запрокинута назад, зрачки расширены, сознание утрачивается на несколько секунд. Мышечный тонус обычно снижен, но иногда отмечается гипертония. Если это состояние не ликвидировать, то в результате гипоксии могут начаться генерализованные судороги. В конце приступа наблюдается непроизвольное мочеиспускание, ребенок вял, сонлив, по может быть и в нормальном состоянии. При переключении его внимания до появления цианоза приступ может купироваться на этом этапе.

Читайте также:  Врожденный порок сердца - лечение, симптомы

Психомоторное развитие в большинстве случаев не страдает, однако в анамнезе иногда имеются указания на патологию преперинатального периода. В неврологическом статусе можно обнаружить микросимптоматику (асимметрию мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, непостоянный симптом Бабинского и др.). На ЭЭГ в 38—45% случаев обнаруживаются изменения, характерные для органического поражения,— фоновая кривая с многочисленными медленными волнами, разрядами пиков, асимметрия колебания биопотенциалов. У 50% детей с аффективными судорогами наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения. Диагноз этого вида судорог не представляет трудностей, так как они всегда следуют за отрицательной эмоциональной реакцией. Если имеются изменения на ЭЭГ, такой ребенок должен быть отнесен в группу «высокого риска» по развитию в дальнейшем эпилепсии.

Диагноз судорожного синдрома у новорожденных и грудных детей представляет в некоторых случаях затруднение. Это связано с атипичным течением, абортивпостыо, кратковременностью пароксизмов. У новорожденных не всегда четко выражен двигательный компонент. Такие судороги часто принимают за обычные движения новорожденного и диагностируют их лишь после трансформации в генерализованные или выраженные локальные пароксизмы.

У детей грудного и более старшего возраста родители, как правило, отмечают судороги с момента их возникновения. Генерализованные судорожные припадки фиксируются сразу. Малые припадки, особенно если это касается абсансов, улавливаются не всегда, так как ребенок не падает, не теряет сознания. И только по мере их повторения родители обращаются к врачу.
С целью подтверждения клинических данных и уточнения этиологии заболевания используется ряд дополнительных методов обследования.

У новорожденных с судорожным синдромом необходимо провести тщательное биохимическое исследование крови на содержание кальция, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот. Важное значение имеет люмбальная пункция. Она делается для исключения менингита и субарахноидального кровоизлияния. Повышенный клеточный состав указывает на воспалительные изменения, эритроциты — на субарахноидальное кровоизлияние, повышенное давление ликвора — на внутричерепную гипертензию.

Нейрорентгенологическое исследование следует проводить во всех случаях судорожного синдрома у детей раннего возраста. Оно включает краниографию, пневмоэнцефалографию. С их помощью можно получить информацию о состоянии костей черепа, желудочковой системы, субарахноидальных пространств и выявить гидроцефалию, порэнцефалию, атрофию полушарий мозга и другие аномалии развития. Локальное расширение ликворных пространств свидетельствует о корковой атрофии. Задержка газа перед каким-либо участком субарахноидального пространства указывает на слипчивый процесс в оболочках. На краниограммах можно обнаружить внутричерепные очаги обызвествления вследствие паразитарных заболеваний, кровоизлияний. В последние годы для обследования больных с судорожными пароксизмами начинает применяться компьютерная томография. С ее помощью можно обнаружить кальцнфикаты, атрофические процессы, гидроцефалию, опухоли.
Ангиография позволяет диагностировать сосудистые аномалии (аневризмы, ангиомы), которые могут быть причиной судорожного синдрома.

Наиболее важное значение как дополнительный метод исследования при судорожном синдроме имеет электроэнцефалография (ЭЭГ). На ЭЭГ можно выявить более тонкие функциональные изменения, которые связаны с механизмом, провоцирующим возникновение припадка. Метод ЭЭГ как наиболее безопасный широко применяется в раннем детском возрасте. ЭЭГ позволяет не только установить наличие пароксизмальной активности мозга, но в некоторых случаях определить и локализацию патологического очага. Следует отметить, однако, что данные ЭЭГ не всегда коррелируют с тяжестью заболевания. При выраженных изменениях на ЭЭГ у больного могут быть редкие припадки, и, наоборот, частые припадки могут сочетаться с незначительными или мало выраженными дезорганизованными кривыми. ЭЭГ-исследование следует проводить в динамике для оценки эффективности лечения.

В зависимости от характера судорожных пароксизмов и изменений нервной системы, при которых они возникли, на ЭЭГ можно обнаружить различные отклонения. Судорожные припадки возникшие у новорожденного в результате родовой травмы, характеризуются наличием остроконечных волн, которые в дальнейшем сменяются высоковольтными волнами и пиками или комплексами «пик—волна» с атипичной следовой волной.

Для детей с различными вариантами малых пропульсивных припадков характерна гипсаритмия (нерегулярные генерализованные высокоамплитудные медленные волны и разряды пиков, различной длительности и изменяющейся локализации). На фоне пшсаритмии возникают разряды пиков с гиперсинхронными медленными волнами (2—2,5 колебания в 1 с).

При органическом поражении центральной нервной системы на фоне общих диффузных изменений, характерных для этого вида поражения, обнаруживается диффузная дисритмия медленного типа с наличием гиперсинхронных тета- и дельта-колебаний. Патологическая картина более выражена в затылочной области, что характерно для детского возраста.

Комплексное клинико-электроэнцефалографическое и нейро-рентгенологические исследования способствуют ранней этиологической диагностике и целенаправленному лечению.

В зависимости от характера судорожных пароксизмов и изменений нервной системы, при которых они возникли, на ЭЭГ можно обнаружить различные отклонения. Судорожные припадки возникшие у новорожденного в результате родовой травмы, характеризуются наличием остроконечных волн, которые в дальнейшем сменяются высоковольтными волнами и пиками или комплексами «пик—волна» с атипичной следовой волной.

Причины и лечение аффективно-респираторных приступов у детей

  1. Причины АРП
  2. Симптоматические проявления
  3. Осложнения и последствия АРП
  4. Отличия АРП от эпилепсии
  5. Лечение аффективно-респираторных приступов
  6. Медикаментозная терапия
  7. Советы родителям

Гарантия эффективности лечения АРП – индивидуальный подход к ребенку со стороны врача и родителей.


Ведущим фактором, провоцирующим аффективно-респираторные приступы у детей, называют наследственность. Чаще приступы возникают у малышей, чьи родители также страдали в детстве эпизодами АРП. Наследственная предрасположенность наблюдается у каждого четвертого ребенка, страдающего АРП.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.

Необходимо знать, что при данном заболевании, ребёнок специально задержал дыхание, но на самом деле в этот момент срабатывает рефлекс во время того, как он плачет и сильно выдыхает воздух из лёгких, практически не оставляя его там. В этот момент он молчит с открытым ртом, из которого не доносится ни звука. Длительность таких моментов с задержкой дыхания не превышает 30-60 секунд, и заканчиваются, когда он переводит дыхание, вновь начиная кричать.

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.

Аффективно-респираторный синдром

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Лечение

Лечение АРП должно быть комплексным и заключается в снижении нервно-рефлекторной возбудимости ребенка, выявлении и коррекции возможных нарушений воспитания.

Требуется нормализация режима дня, ограничение возбуждающих мероприятий (театр, цирк, аттракционы, просмотр мультфильмов и пр.). В период учащения приступов и нарастания признаков повышенной возбудимости у ребенка лучше вообще воздержаться от таких мероприятий, ограничить телевизор до 20-30 минут в сутки или лучше вообще исключить его просмотр ребенком. Что касается детского садика, то здесь все очень индивидуально. У некоторых детей АРП никогда не случаются в детсаду, а происходят исключительно дома, причем нередко в присутствие только кого-нибудь из родителей, родственников. Обычно такая ситуация отмечается у детей склонных к истерикам. В этих случаях посещение детского сада как раз очень даже показано, а также не помешает обращение к клиническому психологу, который поможет понять, почему АРП случается только в домашней обстановке.

Читайте также:  Акушерские кровотечения: лечение, профилактика, причины

Зачастую приступ можно предотвратить – в самом начале плача отвлечь ребенка громким звуком (хлопнуть в ладоши или что-то уронить, например), опрыскать его лицо водой, дунуть в лицо, иногда оказывается успешной попытка переключить внимание малыша на какие-то посторонние вещи (посмотреть в окно – «что там делается?», показать новую игрушку и т.п.). Не рекомендуется сразу давать ребенку то, что он хочет и из-за чего начал плакать (машинку, куклу, конфету и т.п.). Если же приступ уже начался ребенка нужно подстраховать чтобы он не упал и не получил травму, взять на руки. Не следует делать «искусственное дыхание» и пытаться проводить реанимационные мероприятия, выход из приступа всегда происходит самостоятельно и в подавляющем большинстве случаев быстрее, чем за 20-30 секунд. После пароксизма состояние ребенка в подавляющем большинстве случаев нормальное, он начинает играть и делать то, что и до приступа. Если ребенок вялый, сонливый после АРП, необходимо дать ему отдохнуть, полежать. Такое состояние не типично для «обычного АРП», если оно возникает необходимо внепланово обратиться к врачу.

Для снижения повышенной возбудимости нервной системы у детей с АРП применяются медикаментозные и не медикаментозные методы лечения. Лекарства следует давать ребенку по назначению врача невролога. Здесь большое разнообразие лекарственных средств, начиная от фитотерапии (пустырник, пион, валериана и пр.), гомеопатических препаратов и мультикомпонентных медикаментов (Эдас 306, нотта, киндинорм и др.), и заканчивая ноотропами (глицин, пантогам, фенибут и т.п.). Но в некоторых случаях можно обойтись и без лекарственной терапии.

Зачастую нужна и помощь клинического психолога. Клинический психолог, во-первых, помогает выявить возможные нарушения в воспитательной сфере и составляет план их устранения, а во-вторых, поможет родителям выработать правильное отношение к проблемам ребенка. Родителям важно понять необходимость единого подхода в воспитании, не должно быть контрастного воспитания в семье (например: «мама все запрещает, а папа или бабушка все разрешает» и т.п.). Ни в коем случае нельзя допускать попустительства ребенку. Если это допустить, то малыш быстро смекнет, что для получения желаемого ему достаточно сильно расплакаться, закатить истерику – и он все получит. Как следствие – усугубление проявлений АРП, увеличение частоты приступов, нарастание истерических черт характера у ребенка.

Конечно, врач должен особо указать родственникам на отсутствие вреда от самого приступа у ребенка, а также на «невозможность умереть во время приступа». Проведены исследования интеллекта у детей с АРП, и выявлено, что показатели интеллектуального развития у таких малышей в среднем не отличаются от здоровых сверстников. Худшие результаты отмечены у тех детей, у которых приступы с цианозом происходили чаще чем 5-6 раз в сутки на протяжении длительного времени, то есть, вероятно, в этих случаях сказывалась гипоксия головного мозга во время частых приступов.

Зачастую нужна и помощь клинического психолога. Клинический психолог, во-первых, помогает выявить возможные нарушения в воспитательной сфере и составляет план их устранения, а во-вторых, поможет родителям выработать правильное отношение к проблемам ребенка. Родителям важно понять необходимость единого подхода в воспитании, не должно быть контрастного воспитания в семье (например: «мама все запрещает, а папа или бабушка все разрешает» и т.п.). Ни в коем случае нельзя допускать попустительства ребенку. Если это допустить, то малыш быстро смекнет, что для получения желаемого ему достаточно сильно расплакаться, закатить истерику – и он все получит. Как следствие – усугубление проявлений АРП, увеличение частоты приступов, нарастание истерических черт характера у ребенка.

Должное поведение родителей

Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

  • не подаваться паническому состоянию;
  • постараться привести ребенка в чувство (резко подуть на него, брызнуть водой в лицо, легонько похлопать по щеке);
  • не заострять внимание ребенка на наличии у него подобной проблемы;
  • заниматься с малышом, обучать его контролю за своими эмоциями;
  • предупредить воспитателей в детском саду об особенности малыша, и рассказать их, как действовать в подобной ситуации.


Что же делать родителям, если они обнаружили наличие приступов у своего чада.

Типы АРП и их симптомы

В зависимости от цвета лица во время припадка, это состояние делят на два типа – «бледное» и «синее».

Это реакция нервной системы на внезапно возникшую боль. В таком случае присутствуют все признаки обморока:

Закатывания или аффективно-респираторные приступы.

«Закатывания», приступы задержки дыхания, аффективно-респираторные приступы (АРП) – это все синонимы. АРП – это внезапная кратковременная остановка дыхания на высоте вдоха, выдохнуть при таком приступе невозможно. Внешний вид ребенка при этом очень пугает родителей, буквально до обморочного состояния. Малыш сначала бледнеет, а потом кожа приобретает синий оттенок.

АРП это ранее проявление истерических приступов и обмороков. Такие приступы характерны для деток первого-второго года жизни и могут продолжаться до 2-3 лет жизни. Часто родители воспринимают закатывания как специально подстроенную сцену, но как говорит один известный телесериальный доктор: “Такое невозможно симулировать”. АРП не что иное, как рефлекс, который возникает при громком плаче. Ребенок при плаче выдыхает практически весь воздух, находящийся в легких, сразу же замолкает, ротик открыт, и малыш не произносит ни звука. Такие приступы кратковременны и длятся не более 30 – 60 секунд.

Частота приступов различна: могут быть единичные случаи в день, может быть в неделю, месяц и даже год. Детки двух лет жизни находятся в возрастной группе, которой характерны наиболее частые приступы. Постепенно частота и процент детей с АРП уменьшается и к 8 годам, у 90% детей приступы прекращаются. Спровоцировать приступ может любая сильная эмоция – будь то злость, испуг, тревога, страх (особенно в кресле стоматолога, или при виде шприца). Именно по этим причинам в течение многих лет АРП считалось поведенческой или эмоциональной проблемой. Но в 1993 году были проведены исследования, результатом которых является опровержение этих данных.

Типы АРП

Выделяют два типа АРП синий и бледный. Бледные приступы АРП проявляются как реакция на боль, например при падении или уколе. Пульс при приступе на несколько секунд исчезает, его невозможно прощупать. Наблюдаются задержки сердцебиения. Механизм развития приступа похож на развитие обморока. В дальнейшем такие дети часто падают в обмороки.

Синий тип АРП развивается при недовольстве или является проявлением гнева. Довольно часто можно видеть, особенно в детских магазинах, малышей, которые требуют купить ту или иную игрушку. На получение отказа малыш начинает плакать, кричать. Глубокое дыхание останавливается на входе, малыш начинает синеть. В дальнейшем развитие событий может пройти по двум сценариям. В первом случае дыхание малыша становится нормальным через пару секунд. В более тяжелых случаях приступы носят затяжной характер, и может развиться либо снижение мышечного тонуса – в этом случае малыш «обмякнет» в руках мамы, но может возникнуть тоническое напряжение мышц, в таком случае малыш выгибается в форме дуги. По некоторым данным АРП может перейти в эпилептический припадок.

АРП характерны для детей легковозбудимых, капризных и раздражительных. Стоит дифференцировать истинную истерию от АРП, для истерии более характерна так называемая длительная реакция протеста. Вспомним все тот же магазин, когда любимый малыш выпрашивает очередную игрушку, начинает канючить и после получения отказа падает на пол и начинает бить ручками и ножками по полу, при этом раздается громкий крик и плач.

Читайте также:  Аллергический дерматит – симптомы и лечение, дерматит на руках и на лице

Принципы воспитания.

Приступы раздражения свойственны всем, но детки не могут сдерживать себя, в силу возраста еще не научились правильно выражать свои мысли и желания, и дают выход переполняющим эмоциям. Самая главная роль родителей научить малыша контролировать свои эмоции, ярость и научить сдерживать эмоции в нужные моменты.
Зачастую сами родители являются стимулирующим фактором к развитию и даже поддержанию приступов. Если малышей всячески оберегать от малейшего расстройства и идти на поводу у его желаний, чтоб не при каких обстоятельствах малыш не должен был расстроиться, такое воспитание пагубно влияет на характер ребенка. Кроха будет воспринимать это как должное, и при первом же отказе будет «бурная реакция».

Правильное воспитание ребенка подразумевает участие обоих родителей. При наличии таких приступов у домашнего ребенка рекомендовано отдать его в детские дошкольные учреждения. Но, если садик, ясли стали причиной развития АРП, то стоит поступить обратно, на время ограничить кроху, и снова посещать садик только после определенной подготовки.

Необходимо предчувствовать и избегать вспышки ярости у малышей, постараться избежать ситуаций, которые могут привести к приступу. Маленькие детки часто раздражаются, когда они устали, либо голодны. Старайтесь избегать длительных поездок, прогулок, чтобы не переутомлять малыша. Если детки, которые ходят в садик, ясли, долго одеваются, вставать необходимо раньше, чтобы собираться без спешки. Если постоянно подгонять малыша, это так же может спровоцировать приступ.

Когда малыша что-то расстроило, и он плачет, не стоит требовать прекратить крик. Результата не будет никакого, необходимо попросить малыша просто подойти, это для него будет намного информативнее и легче выполнимо. Когда малыш подойдет, необходимо объяснить ему, в чем его ошибка и как надо было себя вести в данной ситуации. Детям сложно выразить свои эмоции словами, чтобы помочь малышу выразить свои эмоции, необходимо каждую эмоцию как-нибудь назвать. После того, как были «разучены» все эмоции, необходимо объяснить ребенку, что, не смотря на одолевающие чувства, есть критерии поведения, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Именно этот разговор поможет ребенку понять, в какой ситуации как себя вести. Всем детям необходимо знать о последствиях своих действий и поведения. Если сложно объяснить на словах, можно создать ситуацию, которая наглядно покажет последствия такого поведения.

Судороги во время АРП.

Длительные аффективно-респираторные приступы могут сопровождаться потерей сознания и судорогами. Различают несколько видов судорог – тонические или клонические. При тонических судорогах происходит напряжение мышц и тело малыша выгибается. Реже появляются клонические судороги, проявляется это виде подергиваний, судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. Когда судороги прошли, дыхание малыша восстанавливается.
При проявлении судорог возникает трудности в постановке диагноза. В первую очередь необходимо отличать аффективно-респираторный приступ от эпилепсии. Кроме того аффективно-респираторный приступ стоит дифференцировать от апноэ (внезапных задержек дыхания), нервных тиков, нарушений дыхания и даже железодефицитной анемии.

Первая помощь при приступе.

Самым первым действием, что необходимо сделать каждому родителю, это обязательно взять себя в руки, успокоиться и не паниковать. Сделайте глубокий вдох и выдыхайте медленно. Любой приступ у ребенка можно купировать какими-либо действиями с внешней стороны, например, можно выдохнуть воздух на лицо ребенка, либо похлопать по его щекам. Важно именно несильно похлопать, а не бить ребенка по щекам. Лучшего всего подуть или побрызгать водой на лицо, тем самым можно запустить рефлекс правильного дыхания.

Необходимо не затягивать приступ, а вмешаться в его течение как можно раньше, приступ легче остановить на начальных стадиях развития. Крох можно отвлечь интересным занятием или яркой игрушкой. Часто помогает обычная щекотка, которая может помочь и при начальных приступах и при уже развившемся аффективно-респираторном приступе.
Если приступ затянулся и больше похож на приступ эпилепсии, присоединились судороги, в качестве первой помощи необходимо уложить ребенка на бок, что необходимо для профилактики асфиксии (удушья), когда язык или рвотные массы могут препятствовать дыханию. Не стоит пытаться удержать ребенка во время судорожных приступов, необходимо добиться того, чтобы ребенок не нанес себе травму. После приступа необходимо успокоить ребенка, приложить к груди, дать попить, обнять его.

С приступами закатываний необходимо обращаться к врачу-неврологу, именно они занимаются этими вопросами. При обращении к врачу, первый вопрос который задаст доктор – как проходил приступ? Что этому предшествовало? Сбор информации – это важный момент в постановке диагноза и четкого разграничения заболеваний. У детей дошкольного возраста важным диагностическим ключом являются непроизвольные мочеиспускания, они обычно говорят в пользу судорог эпилептического характера, а не аффективно-респираторного приступа. Важно узнать, предшествовали ли приступам посинения и закатывания боли в области груди, тахикардия или усиленное сердцебиение. Опрос и выявление у родственников подобных приступов, так же диагностически значимы. В 20-30% случаев у детей с АРП имеются родственники с подобными приступами, которые постигали их в детстве.

Ребенку проведут детальное обследование – назначат анализы крови и мочи, консультацию кардиолога и ЭКГ сердца, УЗИ головного мозга, если родничок еще не закрыт, или ЭЭГ мозга, чтобы оценить его активность и наличие очагов эпилепсии. Затем невролог составит план наблюдения и лечения, если оно необходимо. Обычно дети стоят на диспансерном учете у невролога до 5-7 лет.

Лечение должно проходить в двух направлениях – медикаментозное и не медикаментозное, которое является ведущим. Необходима консультация семьи и ребенка с психологом, с последующей коррекцией воспитания ребенка и налаживание ровных и спокойных отношений в семье. Специалист поможет подобрать занятия и игры, которые подходят ребенку по темпераменту и будут гасить вспышки гнева и раздражения, объяснит родителям особенности воспитания ребенка с подобными проблемами, тактику их поведения в приступе и межприступном периоде.

Если будет необходимо, применяют и ряд лекарственных препаратов, которые направлены на лечение невропатии и повышенной возбудимости. Ребенку необходимо подобрать подходящие именно для него седативные препараты. Лечение всегда подбирает специалист-невролог и самостоятельно по совету фармацевта в аптеке таблеточек подбирать не стоит – можно только навредить!

Конечно, эти приступы пугающие и первые один-два просто шокируют вас, но вы быстро научитесь их предотвращать или вовремя замечать, а значит, сделаете все, чтобы они не повторялись вновь. Помните, в 99% случаев дети это перерастают!.

АРП характерны для детей легковозбудимых, капризных и раздражительных. Стоит дифференцировать истинную истерию от АРП, для истерии более характерна так называемая длительная реакция протеста. Вспомним все тот же магазин, когда любимый малыш выпрашивает очередную игрушку, начинает канючить и после получения отказа падает на пол и начинает бить ручками и ножками по полу, при этом раздается громкий крик и плач.

Принципы воспитания.

Опасно ли это для ребенка?


Сами по себе аффективно-респираторные пароксизмы опасности для жизни ребенка не несут. Но если приступы возникают часто, то это может стать причиной нарушения социальной адаптации.
Также АРП повышают вероятность снижения уровня психического и интеллектуального развития ребенка. Малыш с приступами задержки дыхания может иметь плохую успеваемость в школе.

Иногда наблюдаются и соматические нарушения: гипоксия структур головного мозга, снижение активности альвеол в тканях легких, повышенная агрегация эритроцитов. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с педиатром, кардиологом, неврологом.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

В большинстве случаев аффективно-респираторные пароксизмы не сказываются негативно на жизни и здоровье ребенка. Дети перерастают такие приступы. Многое зависит от отношения родителей.

Иногда приступы задержки дыхания обусловлены дефицитом в организме ребенка определенных витаминов и микроэлементов. Важно вовремя начинать лечение аффективно-респираторных пароксизмов. Родителям стоит делать все необходимое для профилактики возникновения таких приступов.

Ссылка на основную публикацию