Синуфорте при гайморите: отзывы о лекарстве, лечении препаратом

Дозировка средства и инструкция по применению

Синуфорте при гайморите применяется достаточно широко и представляет собой назальный распылитель. Перед применением компоненты его нужно соединить, строго следуя инструкции. Согласно имеющейся инструкции по приготовлению этого средства нужно соединить раствор для инъекций с сухим порошком. Флакон с приготовленным средством нужно тщательно встряхнуть до получения однородной смеси.

После тщательного взбалтывания полученной смеси, нужно снять колпачок и сделать несколько нажатий для распыления препарата. Синуфорте от гайморита применяют в каждую ноздрю поочередно. Нажимая на дозатор один раз, нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание.

Согласно инструкции по применению лекарство применяется один раз с интервалом в 24 часа. Применяется средство только в утреннее время. Курс проведения терапии составляет не более 8 дней. Применять спрей нужно ежедневно. Если его применять с интервалом в 1 день, то нужно продлить курс приема до 2-х недель. При применении препарата обязательно нужно следовать инструкции, так как в противном случае могут возникнуть побочные эффекты.

Большим плюсом Синуфорте считается то, что можно буквально за считанные минуты достичь желаемого результата. Буквально через 2 минуты после его применения начинает выделяться вязкая слизь. Процесс может продолжаться до 2-х часов. Изначально наблюдаются густые гнойные выделения, а по мере воздействия препарата, выделяемая жидкость становится прозрачной и самочувствие больного сразу же улучшается.

Препарат от гайморита позволяет быстро очистить носовые пазухи и улучшить дыхание. Это средство назначают детям в качестве основного или вспомогательного средства проведения терапии. Для ребенка дозировка средства подбирается строго отдельно с учетом его возраста и самочувствия малыша.

Нужно очень осторожно применять его вместе с другими лекарствами, в частности с антигистаминными препаратами и антибактериальными средствами.


Этот препарат строго противопоказан при наличии индивидуальной непереносимости. Спрей от гайморита Синуфорте помогает быстро освободить гайморовы пазухи от накопившейся гнойной слизи. Больной сразу же может почувствовать значительное облегчение, так как гайморовы пазухи очищаются, и улучшается дыхание.

Синуфорте при беременности и лактации

Не рекомендуется применять Синуфорте при беременности. При использовании препарата кормление грудью также следует прекратить.

Отзывы о Синуфорте преимущественно положительные. Они отмечают, что данное лекарство от гайморита помогает быстро и эффективно справляется с проблемой. Действие препарата заметно уже через короткий промежуток времени. Некоторые пациенты иногда жалуются, что когда закапываешь в нос капли от гайморита и других заболеваний носовых пазух, появляется некоторое жжение. Но в целом отрицательные отзывы о Синуфорте при гайморите встречаются крайне редко. Те, кто использовали данное средство, считают, что оно полностью оправдывает свою высокую цену.

Синуфорте поможет носу самостоятельно очиститься — видео

Лиофилизат получают из смеси сока и экстракта клубней европейского цикламена, который ещё называют альпийской фиалкой. То есть препарат полностью натуральный.

Проекция

Это манипулятивный прием, при котором собеседник постоянно перекладывает ответственность за свои промахи на других людей или на не зависящие от него обстоятельства.

Особенно неприятно, когда привычка к созданию проекций настолько овладевает человеком, что он начинает обвинять окружающих, даже не дожидаясь, когда они скажут ему что-то неприятное. Получается, что собеседник становится виноватым во всех его бедах лишь потому, что имел неосторожность с ним заговорить. Манипулятор данного типа всегда выглядит обиженным и несчастным, капризничает и пытается объявить своим врагом весь мир.


Особенно неприятно, когда привычка к созданию проекций настолько овладевает человеком, что он начинает обвинять окружающих, даже не дожидаясь, когда они скажут ему что-то неприятное. Получается, что собеседник становится виноватым во всех его бедах лишь потому, что имел неосторожность с ним заговорить. Манипулятор данного типа всегда выглядит обиженным и несчастным, капризничает и пытается объявить своим врагом весь мир.

Сущность манипулятивного поведения

Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.


Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Сообщества › Курилка › Блог › 20 приемов, как манипулируют носители деструктива

Очень хорошая и правильная статья. Сокращаю максимально, источник внизу.

Рекомендую к прочтению всем, кем манипулируют на работе, дома, в семье, в обществе.

Деструктивные люди — носители злокачественного нарциссизма, психопатии и антисоциальных черт — часто демонстрируют неадекватное поведение в отношениях, в результате эксплуатируя, унижая и обижая своих партнеров.

Они используют множество отвлекающих маневров, призванных дезинформировать жертву и переложить на нее ответственность за происходящее.

1. Газлайтинг.

“Не было такого», «Тебе показалось» и «Ты с ума сошла?» — один из самых коварных приемов манипуляции, потому что направлен на то, чтобы исказить и подорвать ваше чувство реальности; он разъедает вашу способность доверять себе, и в результате вы начинаете сомневаться в правомерности своих жалоб на оскорбления.

Нарциссы и социопаты предпочитают сваливать свои собственные пороки на своих ничего не подозревающих жертв. Вместо того, чтобы признать, что им не помешало бы заняться собой, они предпочитают внушать чувство стыда своим жертвам, перекладывая на них ответственность за свое поведение. Таким образом нарцисс заставляет других испытывать тот горький стыд, который ощущает по отношению к самому себе.

3. Адски бессмысленные разговоры.

Вместо внимательного собеседника вы получите эпический мозготрах.

Нарциссы и социопаты используют поток сознания, разговоры по кругу, переход на личности, проекцию и газлайтинг, чтобы сбить вас с толку и запутать; дискредитировать, отвлечь и расстроить вас, увести в сторону от главной темы. В их глазах вся проблема — в вашем существовании.

Помните: деструктивные люди спорят не с вами, они, по сути, спорят сами с собой, вы — лишь соучастник долгого, изнуряющего монолога.

4. Обобщения и голословные утверждения.

Нарциссы не всегда могут похвастаться выдающимся интеллектом — многие из них вообще не привыкли думать. Вместо того, чтобы тратить время и разбираться в различных точках зрения, они делают обобщения на основании любых ваших слов, игнорируя нюансы вашей аргументации и ваши попытки принять во внимание разные мнения. А еще проще навесить на вас какой-нибудь ярлык — это автоматически перечеркивает ценность любого вашего заявления.

5. Намеренное извращение ваших мыслей и чувств до полного абсурда.

Нарциссы сочиняют всяческие небылицы, перефразируя сказанное вами так, чтобы ваша позиция выглядела абсурдной или неприемлемой. Скажем, вы указываете деструктивному другу, что вам не нравится, каким тоном он с вами разговаривает. В ответ он перекручивает ваши слова: «Ах, а ты у нас, значит, само совершенство?» или «То есть я, по-твоему, плохой?» — хотя вы всего лишь выразили свои чувства.

6. Придирки и смена правил игры
Им просто нравится придираться, унижать и делать из вас козла отпущения. Самовлюбленные садисты и социопаты прибегают к софизму, который называется «смена правил игры», чтобы гарантировать, что у них есть все основания быть постоянно недовольными вами.

У вас успешная карьера? Нарцисс будет придираться, почему вы до сих пор не мультимиллионер.

Читайте также:  Последствия геморроя у мужчин и женщин: что будет, если не лечить

7. Смена темы, чтобы уйти от ответственности.

Этот маневр я называю «синдром А-как-же-я?». Это буквальное отступление от обсуждаемой темы с целю перевести внимание на совершенно другую. Нарциссам не хочется обсуждать вопрос их личной ответственности, поэтому они уводят разговор в нужную им сторону.

8. Скрытые и явные угрозы.

Нарциссы и прочие деструктивные личности чувствуют себя очень некомфортно, когда их вера в то, что весь мир им обязан, ложное чувство превосходства или колоссальное самолюбие ставятся кем-то под сомнение. На любое разногласие они отвечают ультиматумом, их стандартная реакция — «делай так, иначе я сделаю эдак».

9. Оскорбления.

Нарциссы превентивно раздувают из мухи слона, стоит им почуять малейшую угрозу своему чувству превосходства. В их понимании только они всегда правы, и всякий, кто посмеет сказать иначе, наносит им нарциссическую травму, приводящую к нарциссической ярости.

Оскорбления — простой и быстрый способ обидеть, унизить и высмеять ваши умственные способности, внешний вид или поведение, попутно лишая вас права быть человеком со своим собственным мнением.

10. «Дрессировка».

Деструктивные люди приучают вас ассоциировать свои сильные стороны, таланты и счастливые воспоминания с жестоким обращением, разочарованиями и неуважением. С этой целью они как бы невзначай допускают уничижительные высказывания о ваших качествах и свойствах, которыми они сами когда-то восхищались. Вас, как собак Павлова, по сути «дрессируют», вырабатывая у вас боязнь делать всё то, что когда-то делало вашу жизнь насыщенной.

Нарциссы, социопаты, психопаты и прочие деструктивные личности делают это, чтобы отвлечь всё внимание на себя и на то, как вы можете удовлетворять их потребности.

11. Клевета и преследование
.

Когда деструктивные личности не могут контролировать то, как вы воспринимаете себя, они начинают контролировать то, как другие воспринимают вас; они принимают роль мученика, выставляя вас деструктивными. Клевета и сплетни — это упреждающий удар, призванный разрушить вашу репутацию.

12. Бомбардировка любовью и обесценивание
.

Деструктивные люди проводят вас через этап идеализации, пока вы не клюнете на приманку и не начнете с ними дружеские или романтические отношения. Тогда они принимаются обесценивать вас, выражая презрение ко всему, что их изначально в вас привлекло.

13. Превентивная оборона
.

Когда кто-то усиленно подчеркивает, что он(а) — «хороший парень» или «хорошая девушка», сразу принимается говорить, что вам стоит «доверять ему (ей)», или ни с того ни с сего уверяет вас в своей честности — будьте осторожны.

14. Триангуляция

Отсылка к мнению, точке зрения или угрозе привлечения постороннего человека в динамику общения называется «триангуляцией».

Нарциссы обожают триангулировать партнера/партнершу с незнакомыми людьми, коллегами, бывшими супругами, друзьями и даже членами семьи, чтобы вызвать в них ревность и неуверенность. Они также используют мнение других, чтобы подтвердить свою точку зрения.

15. Заманить и претвориться невинным.

“Заманив» вас невинным на первый взгляд комментарием, замаскированным под рациональный довод, они начинают играть с вами. Помните: нарциссам известны ваши слабости, неприятные фразы, подрывающие вашу самоуверенность, и больные темы, вскрывающие старые раны, — и они используют эти знания в своих кознях, чтобы спровоцировать вас.

16. Проверка границ и тактика пылесоса.

Насильники нередко прибегают к «тактике пылесоса», как бы «засасывая» свою жертву обратно сладкими обещаниями, поддельными раскаяниями и пустыми словами о том, как они изменяться, только чтобы подвергнуть ее новым издевательствам.

17. Агрессивные уколы под видом шуток.

Скрытые нарциссы любят говорить вам гадости. Они выдают их за «просто шутки», как бы оставляя за собой право отпускать отвратительные комментарии, сохраняя при этом невинное спокойствие. Но стоит вам разозлиться грубым, неприятным замечаниям, как они обвиняют вас в отсутствии чувства юмора. Это распространенный прием при словесных оскорблениях.

18. Снисходительный сарказм и покровительственный тон.

Отпускать в адрес друг друга саркастические ремарки бывает весело, когда это взаимно, но нарцисс прибегает к сарказму исключительно как к способу манипуляции и унижения. А если вас это задевает, значит, вы «излишне чувствительны».

Ничего, что сам он закатывает истерики всякий раз, когда кто-то осмеливается критиковать его раздутое эго, — нет, это именно жертва сверхчувствительна.

19. Пристыжение.

«Как тебе не стыдно!» — любимая присказка деструктивных людей. Хотя ее можно услышать и от людей вполне нормальных, в устах нарцисса и психопата пристыжение — действенный метод борьбы со всякими взглядами и поступками, угрожающими их безраздельной власти.

20. Контроль.

Самое главное: деструктивные люди стремятся контролировать вас любым доступным способом. Они изолируют вас, управляют вашими финансами и кругом общения, распоряжаются каждым аспектом вашей жизни. Но самый мощный инструмент в их арсенале — это игра на ваших чувствах.

Именно поэтому нарциссы и социопаты создают конфликтные ситуации на ровном месте, лишь бы вы чувствовали себя неуверенно и нестабильно. Именно поэтому они постоянно спорят по мелочам и злятся по малейшему поводу.

Когда деструктивные личности не могут контролировать то, как вы воспринимаете себя, они начинают контролировать то, как другие воспринимают вас; они принимают роль мученика, выставляя вас деструктивными. Клевета и сплетни — это упреждающий удар, призванный разрушить вашу репутацию.

12. Бомбардировка любовью и обесценивание
.

Виды деструктивного поведения

Разрушающая поведенческая модель характеризуется множеством проявлений, которые бывают направленные либо на саму личность, либо на физические или нематериальные объекты окружающей среды.

Профессор Короленко к целям аномального поведения, устремлённого на явления окружающего мира, относит:

– истребление живых существ (пытки, умерщвление, издевательства, каннибализм);

– намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты);

– нанесение порчи неодушевленным предметам или объектам природы.

Ниже приведена основная классификация вариаций аномального поведения. Деструктивное поведение принято подразделять на делинквентное, то есть являющее собой противоправные деяния индивида, за которые ему приходится нести криминальную или административную ответственность, и девиантное, представляющее модель поведения, несовместимую с морально-нравственными стандартами и этическими нормами, упрочнившимися в социуме (отличие от общепризнанного эталона поведения).

Деструктивная модель поведения подразделяется на такие типы:

– антисоциальный (против социума);

– аддиктивный (следствие зависимости);

– фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо);

Помимо того в зависимости от вида деятельных актов выделяют нижеприведённые разновидности аномального поведения, а именно: самоуничтожение, самоизменение (модификации тела: шрамирование, татуировки, пирсинг, трансформации психического состояния: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков), самоповреждение (игнорирование витальных и социальных потребностей, стремление к риску).

Рассматриваемая разновидность поведенческого реагирования может обнаруживаться в различных его формах в контексте приспособления к социуму:

– радикальная адаптация (стремление изменить, неустраивающий индивида мир);

– девиантная адаптация (обоснованные деструктивные деяния, выход за границы нормы);

– конформистская адаптация (приспособление к общепринятым стандартам, с которыми субъект не согласен);

– гиперадаптация (установление недостижимых целей);

– социально-психологическая неприспособленность (явное отрицание нужности адаптации к обществу, приложение усилий, дабы избежать этого).

– систематически отслеживать успеваемость таких детей;

Формы

Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:

  • противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
  • административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
  • индивидуально-целевое поведение, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным; групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
  • виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
  • имитационное поведение, камуфлирующее истинные интересы, потребности личности, порождающее феномен псевдоактивности.

Таким образом, деструктивное поведение личности представляет собой форму личностной активности, направленную на разрушение личности и социума, ломку устоявшихся и функционирующих социальных структур, что, с одной стороны, приводит к негативным последствиям, с другой, – выступает неотъемлемым компонентом развития личности и социума.

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое – созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная – к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная – это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.
Читайте также:  9 ошибок любителей диет, вызывающих замедление метаболизма

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Множественные социальные отклонения

В каждом обществе существуют определенные социальные нормы, шаблоны, стандарты поведения, многие из которых поддерживаются на законодательном уровне. Отклонение от этих норм называется девиантным отклонением. В случае, когда они имеют массовый характер, широко распространены и обладают определенной устойчивостью, речь идет о социальных отклонениях.

Это могут быть поступки не только отдельных людей, но и целых групп. К ним относятся такие явления, как преступность, алкоголизм, коррупция, бюрократизм. Индивид, который наблюдает проявление подобных аномальных отклонений от норм морали и права чуть ли не на каждом шагу, привыкает к их постоянному, обязательному присутствию в своей жизни и перестает относиться как к аномальным явлениям.

Общество перестает активно критиковать и порицать нарушение социальных норм, принимать другие меры социального воздействия. В сознании индивида подобные поступки переходят в разряд допустимых для любого человека, а значит, и для своей собственной персоны. Со временем он начинает считать возможным самому вести себя подобным образом.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

2. Не зависайте в проблемной для вас ситуации дольше, чем нужно.

Да, расстроились! А кто не расстроиться при деструктивном поведении, направленном на вашу личность?Поскорее растождествляйтесь с ситуацией.

В противном случае вся ваша энергия уйдёт на активное сопротивление “противнику”, либо на удержание колоссального напряжения и внутренние диалоги с ним, если вы не готовы вступить в открытую борьбу. И у вас не останется сил для продуктивных действий по выходу из патологичных взаимоотношений.

3. Отделите зону своей ответственности от зоны ответственности другого человека.

Не поддерживайте “производство” деструктивного поведения по отношению к себе. Вы можете отвечать за своё поведение. За поведение другого взрослого человека Вы не несёте ответственности, как бы он вас в этом не убеждал. В вашу зону ответственности может входить ваше желание урегулировать деструктивность взаимодействия, а также желание приложить столько усилий, сколько можете, чтобы повлиять на происходящее.


Либо отдалитесь на нужную вам, достаточно безопасную дистанцию.

Деструктивное поведение: 8 способов манипулирования окружающими

  • О методе
    • 22 кода судьбы
    • Шкатулка мастерства
  • Расчет матрицы
  • Консультации
  • Обучение
  • Расписание
  • Фото
  • Видео
  • Отзывы
  • Новости

Очень удобный с точки зрения «деструкторов» прием отрицать реальность происходящего. Часто это выглядит как ответ «не я» от перемазанного вареньем сорванца. Однако с жизненным опытом «разрушители» начинают вести себя настолько искренне, что у задавшего вопрос возникнет сомнение в непогрешимости своей памяти. Фразы «Этого не было», «Я такого не мог сказать/сделать», произносятся с такой эмоциональной силой, что вызывают в собеседнике чувство вины с последующими извинениями и милостивым прощением от «несправедливо обиженного». Обычно за таким прощением следует некое условие, которое необходимо выполнить.
Единственным способом защитить себя в этом случае является хорошая память многочисленных свидетелей и фиксация произошедшего в режиме реального времени.

ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Деструктивность, деструктивное поведение, деструктивные проявления, аутодеструктивное поведение, типологии деструктивного поведения.

Опыт развития философии, социологии, биологии, психологии, нейропсихологии и психофизиологии в XIX—XX столетиях привел к накоплению фактов, позволяющих аргументировать вопрос не о врожденной, а социально-исторической природе деструктивности поведения людей, формируемой в процессе девиантной социализации личности в условиях исторически противоречивого социума [1] .

Деструктивное поведение (лат. destructio — «разрушаю») — разрушительное поведение. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:

  • • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
  • • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война);
  • • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм);
  • • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

К аутодеструкции относятся:

• суицид — умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности;

  • • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость);
  • • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэм- блинг (патологическую страсть к азартным играм) и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности [2] .

При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Не менее интересна точка зрения, заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.

Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиненный; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Существуют различные теории, раскрывающие механизмы формирования индивидуальной склонности к деструктивному поведению. В соответствии с одной из них данная тенденция формируется под влиянием деструктивной субкультуры посредством усвоения определенных взглядов, образа жизни и стиля поведения. Другая теория определяет деструктивную направленность как реакцию на длительные лишения. Третья гипотеза вытекает из теории Э. Эриксона и рассматривает деструктивные группы как результат негативной идентичности ее участников. Наконец, существует точка зрения, в соответствии с которой обращение к террору, в частности, связано с ранней иарциссической травмой. В последнем случае ярость и насилие становятся индивидуальным способом защиты от ощущения беспомощности [3] .

В своей книге «Бегство от свободы» Э. Фромм раскрывает один из механизмов деструктивного поведения. Оно направлено на разрушение собственного отчуждения, на превращение всего живого в мертвое и простое. Однако «уровень разрушительности в индивиде пропорционален той степени, до какой ограничена его экспансивность». И далее «чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению». Э. Фромм определил деструктивность как «результат непрожитой жизни», подчеркивая ее социально-нсихоло- гическое, а не биологическое происхождение [4] .

В другой своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» ученый говорит о том, что в современном обществе отношения между людьми характеризуются конкуренцией, эксплуатацией, паразитизмом и враждебностью [5] .

В рамках анализа деструктивности Э. Фромм выделял два различных вида агрессии:

  • доброкачественная агрессия (или оборонительная), по его мнению, «это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит самосохранению и выживанию вида;
  • злокачественная агрессия — «это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку они не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению и не имеют никакой цели».

Злокачественная агрессия, в свою очередь, проявляется в двух основных видах:

  • а) садизм, или страстное влечение к неограниченной власти над другим существом;
  • б) некрофилия, или страсть к разрушению жизни, привязанность ко всему мертвому, неживому, механическому.

Деструктивность и жестокость, по Фромму, скрываются не в инстинктах и влечениях человека, а в его характере. Фромм называет их влечениями характера, или страстями. Он приходит к парадоксальному выводу — деструктивность не характерна ни для животных, ни для примитивных народов, она является следствием культурного и технического развития человечества.

Читайте также:  Эффективные препараты и лекарства для лечения аденомы простаты без операции

Существуют несколько источников деструктивного поведения в подростково-молодежной среде. И. Зимина [6] выделяет следующие.

  • 1. Подчинение ребенка воле взрослого. Подавляя самостоятельность и инициативу, взрослый (родитель, педагог) препятствует развитию индивидуальности ребенка, его активности, что приводит к возникновению конфликтов. Девиантное поведение, психология которого базируется, в том числе и на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле воспитания и обучения.
  • 2. Осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка. При таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема теряет свою значимость, родитель или педагог теряет интерес к ребенку, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока вес идет нормально, беспокоиться нс о чем. Поэтому деструктивное поведение со стороны подростка становится средством привлечения внимания к своей личности.
  • 3. Монополизация подростка школой. Подросток поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе. При большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, грубость, вранье, нарушения в форме одежды и т.д.

По мнению Э. Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10—15% населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного.

Культурный и технический прогресс, наряду со своими положительными тенденциями, с одной стороны, безусловная необходимость общественного развития, с другой же стороны, противоречив по своей социально-психологической сути, уязвим, а значит, таит в себе во многом разрушительные тенденции. И чего в этом процессе больше — позитивности или деструктивности — вопрос не риторический, он требует постоянного осмысления, оценки и его научно-практического сопровождения для устранения специфических недостатков или для поддержания «динамического равновесия» в социальной системе.

Позитивное развитие любой системы (личностной, социальной, биологической) — этот норма, идеал. И такое развитие имеет свой вектор, направленный на позитивную самоактуализацию личности, и предполагает создание соответствующих и необходимых условий для такой самоактуализации. Однако, как показывает исторический опыт и современная жизнь, этот вектор развития может менять свое направление в сторону дестабилизации, дисбаланса систем, которые непременно приводят к кризисам, конфликтам, войнам, разрушению, деструкциям разного рода и девиантному поведению. Теряется смысл созидания, творчества, новаторства, создается некая «психологическая воронка», которая, трансформируя, «втягивает» в себя систему ценностей и норм, потребностей, меняет принципы и взгляды, обесценивает такие понятия, как человеческая жизнь, добро, совесть и честь, создается в обществе вакуум, пустота и безысходность и т.п. И, как итог, — наступают распад системы и тотальная деградация людей. На смену приходят жестокость, насилие, кровь, культ силы, невежества, преступность и т.п.

Деструктивность и возникает как результат противоречия между социальными условиями и экзистенциальными потребностями людей. Страсть к разрушению и садизм являются одним из способов компенсации фрустри- рованных экзистенциальных потребностей.

Деструктивное поведение является специфическим видом девиантного поведения и имеет ряд схожих черт и феноменологических характеристик.

В рамках общей теории девиантности можно осуществить классификацию типов деструктивного поведения на основе следующих критериев:

  • 1) тип нарушаемой социальной нормы;
  • 2) направленность деструкции;
  • 3) характер и степень деструкции и деструктивного поведения в целом (причиняемого или причиненного ущерба).

Деструктивное поведение, по нашему мнению, — это поведение, нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи и качества жизни человека в целом. На личностном и групповом уровнях результатом деструктивного поведения является социальная диза- даитация (т.е. нарушенная, искаженная адаптация).

Исходя из нашего определения и проведенного анализа опубликованной научной литературы можно говорить, как нам думается, о двух типах деструктивного поведения: доброкачественно-адаптивном и деструктивно – дезадаптивном.

На этом основании мы можем выделить три группы деструктивного поведения.

И последнее. Психология отклоняющегося поведения предлагает подросткам и молодежи способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование. Это достигается, главным образом:

1) за счет изменения вектора деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария,

хирургия и другие специальности, где агрессия может быть использована с терапевтической и реабилитационной целью;

  • 2) за счет создания условий для самовыражения личности в таких видах спорта, как стрельба, дартс (англ, darts — «дротики»; ряд связанных игр, в которых игроки метают дротики в круглую мишень, повешенную на стену), метание диска, борьба и др. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения и результат;
  • 3) в процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры.

Рис. 11.1. Типология деструктивного поведения по Ю. А. Клейбергу

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Каковы социально-исторические предпосылки деструктивного поведения?
  • 2. Охарактеризуйте понятия «деструкция», «деструктивное поведение».
  • 3. Каковы формы проявления деструктивного поведения?
  • 4. Деструкция и агрессия. В чем общее и особенное?
  • 5. Каковы источники деструктивного поведения?
  • 6. Назовите типы деструктивного поведения и дайте им характеристику.
  • 7. Приведите типологии деструктивного поведения.
  • 8. «Наполните» типологию деструктивного поведения Ю. А. Клейберга (рис. 11.1) конкретными примерами и приготовьтесь к их обсуждению.

Агрессия у детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. — СПб., 2004. Беркович, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Л. Беркович. — СПб., 2001.

Бэрон, Р. Агрессия : пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб., 1997. Гилинский, Я. И. Девиантология: Социология преступности / Я. И. Гилииский. — СПб., 2004.

Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве. — Ижевск, 2004. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с нем. / Э. Дюркгейм. — М., 2006.

Егоров, А. Ю. Психофизиология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. — СПб., 2006.

Лоренц, К. Агрессия. Так называемое «зло» : пер. с нем. / К. Лоренц. — М., 1994. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. – М.; СПб., 2007.

Фурманов, Я. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. — СПб., 2007.

  • доброкачественная агрессия (или оборонительная), по его мнению, «это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит самосохранению и выживанию вида;
  • злокачественная агрессия — «это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку они не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению и не имеют никакой цели».

В чём опасность деструктивности?

Такие личности не всегда осознают, что могут быть опасны для общества. Им необходима помощь во избежание развития тяжёлого психического заболевания.

Социально-разрушительная модель выражается:

  1. Социальной и личностной дискредитацией: человек подрывает репутацию, авторитет, критикует, осуждает, открыто оскорбляет.
  2. Конкуренцией: человек склоняется к разрушительному поведению, самоутверждаясь за счёт других, из страха лишиться своих позиций.
  3. Уходом от откровенности в общении: человек с деструктивным поведением уходит от открытого общения. Прямого ответа на вопрос о своих действия он дать не сможет.
  • Делинквентное: выражается в противозаконных действиях, подлежит криминальной, административной, правовой ответственности.
  • Девиантное: вступает в противоречие с моральными, нравственными и этическими представлениями общества.

Виды деструкции

Классификации деструктивной деятельности существуют у большого количества ученых. Однако сложность таких исследований затруднена тем, что понятие нормы изменчиво с течением времени. Самые распространенные виды аномального поведения:

  1. Делинквентное, при котором индивид совершает противозаконные поступки, карающиеся уголовным или административным законодательством.
  2. Девиантное, во время которого человек активно отвергает принятые в обществе культурные ценности и нормы морали.
  1. Делинквентное, при котором индивид совершает противозаконные поступки, карающиеся уголовным или административным законодательством.
  2. Девиантное, во время которого человек активно отвергает принятые в обществе культурные ценности и нормы морали.
Ссылка на основную публикацию