Нарушения физического развития у детей

Причины Нарушений Физического Развития у Детей

Каждому из родителей хочется видеть своего малыша умным, красивым, жизнерадостным, а главное, здоровым. Вот только одного желания родителей здесь недостаточно. К сожалению, статистика последних лет говорит о том, что на свет нередко появляются детишки с нарушениями физического развития. Почему это происходит, как определить, имеется ли у ребенка нарушение физического развития, и что делать родителям? На все эти вопросы ответим в данной статье.

Прежде всего, скажем, что говорить о нарушении физического развития можно лишь в том случае, если врачи проведи ряд диагностических мероприятий и поставили соответствующий диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные умозаключения, основываясь на поведении крохи, но не сравнивая его с другими детьми.

Классификация нарушений физического развития

Отклонения в физическом развитии малыша могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые в общем смысле можно разделить на два вида:

  • Эндогенные – нарушения, вызванные генетическими причинами, а также внутренние воздействия.
  • Экзогенные – нарушения, спровоцированные воздействием внешней среды.

Кроме того, все патологические факторы, которые могут воздействовать на ребенка, медики привычно делят на 3 группы:

  • Пренатальные – факторы, действующие на зародыш или же на плод во время развития в материнской утробе.
  • Натальные – факторы, действующие в период родовой деятельности.
  • Постантальные – факторы, действующие на кроху после появления на свет.

Причины нарушения физического развития у малышей в пренатальном периоде

1. Различные наследственные патологии. Сюда можно отнести муковисцидоз (дефект фермента поджелудочной железы), галактоземию (нарушение усвоения галактозы) и миопатию (нарушение обменных процессов в мышцах). Кроме того, к наследственным заболеваниям относят нарушения слухового и зрительного анализатора, ринолалию и другие патологии.

2. Хромосомные нарушения. К ним относят синдром «кошачьего крика» или болезнь Дауна.

3. Генетические патологии. Это такие заболевания, как тирозиноз или фенилкетонурия.

4. Нарушения питания зародыша или плода. Данные нарушения возникают в том случае, когда беременная женщина питается неправильно, т.е. хаотично, несбалансированно и нерационально. Зародышу или плоду в этом случае не достает питательных веществ (белков, жиров и углеводов, витаминов и минералов).

5. Инфекционные заболевания беременной. Сюда стоит включить: сифилис и микоплазмоз, токсоплазмоз и различные вирусные поражения (грипп, гепатит, герпес или цитомегалию).

6. Интоксикации организма. Этот патологический процесс вызван химическим воздействием на организм вследствие курения или алкоголизма будущей мамочки, употребления наркотических веществ, длительного приема медикаментов или радиоактивного облучения.

7. Температурное воздействие на беременную женщину, в частности, ее сильное переохлаждение или перегрев.

8. Психические либо соматические заболевания будущей мамы. Сюда можно отнести патологии сердца, гипертонию, радикулит или сахарный диабет.

9. Несовместимость групп крови или резус-факторов у матери и малыша.

10. Механические травмы зародыша и плода в утробе матери из-за внешнего воздействия (падения, удары в живот).

Кстати, имеется взаимосвязь между временем воздействия негативного фактора и возникающими последствиями. Доказано, чем раньше повреждается эмбрион в процессе внутриутробного развития, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, которые угрожают развитию малыша в натальный период

1. Стремительные или наоборот, затяжные роды. Действие этих факторов грозит ребенку асфиксией, т.е. кислородным голоданием.

2. Травмы, полученные новорожденным в процессе родовой деятельности.

3. Инфекции, полученные новорожденным в процессе родоразрешения.

Причины нарушения развития после появления на свет

В этот период на малыша негативным образом влияют и биологические и социальные факторы.

К биологическим факторам относятся:

2. Различные инфекции (менингит и скарлатина, грипп и корь, отит, полиомиелит, энцефалит и другие).

3. Нарушения питания ребенка.

4. Интоксикации организма (курение, алкоголизм или наркомания кормящей грудью матери, передозировка антибиотиков, радиоактивное воздействие).

К социальным факторам относятся:

1. Неблагополучные условия проживания ребенка.

2. Психологические травмы.

3. Тяжелые переживания малыша вследствие неблагоприятной обстановки дома или в детском учреждении (детский сад, школа), сопровождающиеся постоянными стрессами.

4. Недостаточность речевого общения с малышом.

5. Подражания неправильной речи.

6. Педагогическая запущенность.

Виды нарушений физического развития у детей

А теперь рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся нарушений физического развития в детском возрасте

Гипотрофия и паратрофия

Масса тела – один из самых нестабильных показателей у детишек младшего возраста. Отклонения в одну из сторон на 10% не должно пугать родителей. Такая проблема легко устраняется коррекцией питания, которую назначает педиатр. Когда же процент отклонения гораздо больший, да к тому же прогрессирует с ростом малыша, крохе ставится диагноз «гипотрофия» либо «паратрофия», то есть недостаток веса или ожирение.

Для определения этих показателей часто используется индекс Кетле. Высчитывается он сразу после появления ребенка на свет и свидетельствует о питания плода внутри утробы матери. Индекс Кетле представляет собой отношение массы тела (г) к росту малыша (см) при рождении. В норме данная величина варьируется в пределах 60–70 единиц. Превышение данного показателя будет свидетельствовать о внутриутробном ожирении, а занижение скажет о недостатке веса у плода.

Для детишек первого года жизни применяют индекс Чулицкой или индекс упитанности. Для его вычисления к 3 окружностям плеч (см) прибавляют окружность бедер (см), а также окружность голени (см), после чего отнимают рост (см). Нормальным показателем в этом случае является 20–25 единиц.

Детишкам с гипотрофией специалисты назначают диетотерапию, проводят симптоматическое лечение, с назначением поливитаминов и недостающих ферментов, а также находят причину, вызвавшую гипотрофию (в том числе и инфекционную), и принимают меры по ее устранению.

Однако наибольшую опасность для ребенка представляет детское ожирение. Оно может развиться в любое время, но чаще настигает детишек в возрасте 5–7 лет, а также в пубертатный период. Опасность этого состояния в том, что у ребенка появляются заболевания, характерные исключительно для взрослых: сахарный диабет, остеоартрит, высокое давление или повышенный уровень холестерина. Более того, ожирение в детском возрасте грозит плоскостопием, проблемами позвоночника, а во взрослой жизни – бесплодием и ранней смертностью.

Детишками с такими проблемами должны заниматься врачи совместно с родителями. Малышам с ожирением необходима коррекция питания, подвижный образ жизни, а в случае нарушения выработки ферментов – прием лекарственных средств.

Гигантизм

Данное заболевание у детей возникает из-за нарушения работы эндокринной системы, в частности, по причине аденомы гипофиза. В результате этого нарушения начинает усиленно вырабатываться соматотропный гормон. Это приводит к чрезмерному росту костей и серьезному превышению роста ребенка в сравнении с нормальными показателями. Кроме того у малыша с таким заболеванием увеличивается нос, губы, надбровные дуги, а сами черты лица приобретают грубые очертания. Первые симптомы развития гигантизма становятся заметны через 5–7 лет после начала развития недуга.

Кроме внешних проявлений у таких детей диагностируются частые головные боли, апноэ, ухудшение памяти, патологическое увеличение селезенки и наличие диффузного зоба.

Неудивительно, что лица с таким заболеванием, как в детстве, так и во взрослой жизни, испытывают массу проблем, начиная от отсутствия подходящей обуви, до развития заболеваний опорно-двигательной системы. Длительность жизни таких больных также существенно ниже средних показателей.

Для борьбы с этой проблемой используются консервативное, хирургическое, лучевое, а также комбинирование лечение. Все они направлены на стабилизацию уровня соматотропного гормона. При отсутствии эффекта от лечения препаратами и лучевой терапии, ребенку может быть назначена операция для удаления опухоли гипофиза. Для минимальной травматизации проводится такая операция трансназально, т.е через нос.

Нанизм

В противоположность гигантизму у детей может наблюдаться такое нарушение физического развития, как нанизм. Причины этой патологии могут быть самыми разными:

  • эндокринные (дефицит гормонов: соматотропина, половых гормонов, инсулина или гормонов «щитовидки», а также повышенный синтез глюкокортикоидов).
  • соматические, т.е. не связанные с гормональной системой (хроническая анемия или гипоксия, патологии печени, почек и костной системы, нарушение всасывания питательных веществ, а также болезнь Дауна).

Родители с детства замечают развитие у ребенка нанизма, ведь рост малыша не дотягивает до нормальных возрастных показателей, лицо крохи становится кукольным, а голос – высоким.

Учитывая, что в большинстве случаев к нанизму приводит недостаточная выработка гормона соматотропина, юному пациенту назначают гормонотерапию, которую проводят до приемлемого роста. Лечение может варьироваться в зависимости от причин, вызвавших нанизм.

Рахит

Эта проблема у ребенка связана с дефицитом витамина D, в результате чего в организме происходит нарушение минерального обмена. Чаще всего с таким заболеванием сталкиваются детишки первого года жизни, причем в большинстве своем недоношенные малыши или «искусственники».

Если своевременно не начать лечение, у крохи могут образоваться заметные невооруженным глазом деформации скелета, а именно, выпуклый лоб, горб на спине, «лягушачий живот» и искривленные ноги.

Для борьбы с этим заболеванием ребенку назначается витамин D. Причем, назначать витамин должен специалист, ведь слишком малая доза не даст необходимого эффекта, а слишком большая спровоцирует гипервитаминоз. Кроме того, больному назначают препараты кальция и фосфора, а также диетотерапию. Наконец, учитывая, что витамин D человек получает под воздействием ультрафиолета, каждому ребенку с данной проблемой назначаются ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Гидроцефалия

Это заболевание нередко называют «водянкой головного мозга», а все потому, что болезнь представляет собой скопление спинномозговой жидкости в головном мозге. Данная проблема может обнаружиться в первые дни жизни, а может появиться позже, в любом возрасте.

Гидроцефалию у ребенка можно заметить невооруженным глазом. Окружность головы у такого малыша значительно превышает нормальные параметры, да к тому же прирастает ежемесячно на 1,5 см. У ребенка большой лоб, выпирающий родничок, малыш часто срыгивает, страдает от косоглазия, нарушения зрения и слуха.

Лечение в этом случае достаточно сложное и направлено на понижение выработки ликвора. Для этого могут применяться медикаментозные препараты или оперативное вмешательство. Хирургическое вмешательство является более действенным способом лечения, ведь с его помощью достигается снижение внутричерепного давления и активизируется ликворосорбция.

Микроцефалия

Это неизлечимое заболевание характеризуется патологическим уменьшением размеров головного мозга и малой окружностью черепа при нормальных параметрах тела. Микроцефалия может быть врожденной, при которой заболевание диагностируют сразу после рождения, или приобретенной, а значит, появившейся в первый год жизни ребенка.

Заболевание может иметь наследственную природу, а также развиться в результате инфекции, перенесенной будущей мамочкой в первом триместре беременности. Кроме того, микроцефалия может появиться из-за нарушения обменных процессов.

Ребенка с таким пороком легко распознать по внешним признакам. У него узкий лоб и большие уши, выступающий нос, а также выпуклые надбровные дуги. Детям с микроцефалией свойственна умственная недостаточность различной степени тяжести, у них развивается косоглазие, мучают судороги и нарушена координация движений.

Для облегчения стояния таких пациентов назначаются препараты, улучшающие функции тканей головного мозга, средства, снимающие повышенный тонус мышц, успокоительные и противосудорожные медикаменты. Кроме того, облегчению симптоматики хорошо помогает нетрадиционное лечение.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич представляет собой комплекс двигательных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Чаще всего к заболеванию приводит гипоксия плода (недостаток кислорода), а также внутриутробные инфекции (вирус герпеса). Тем не менее, ДЦП может развиться вследствие генетических причин, травм головного мозга внутри утробы, а также из-за токсического поражения мозга.

У ребенка с таким заболеванием наблюдается укорочение конечности на стороне поражения, сколиоз и искривление тазовых костей. Суставы такого ребенка характеризуются тугоподвижностью и ограничением объема движений. К тому же ребенка часто одолевают судороги, он страдает от нарушения глотания, проблем с речью и слухом. Нередко у таких больных наблюдается задержка умственного развития.

Реабилитация детишек с ДЦП включает работу педагогов и врачей. Малыши от 1 года до 3 лет посещают занятия, где обучаются говорить, выполнять повседневные действия, учатся самообслуживанию и взаимодействию со сверстниками. Кроме того, посредством специальных устройств ребенку помогают развить правильные моторные навыки, тренируют артикуляцию и зрительную функцию. А еще каждому ребенку с ДЦП назначают курсы массажа и лечебную физкультуру.

Профилактика нарушений физического развития у малыша

Чтобы не допустить отклонений в развитии младенца, беременная женщина должна помнить, что отказ от посещения врача, попытки лечиться самостоятельно, а также голодание, нерациональное и неправильное питание, самым негативным образом отражаются на внутриутробном развитии малыша и могут привести к его гибели. Женщина должна консультироваться с акушером-гинекологом при любом недомогании и не принимать препаратов без назначения специалиста. Кроме того, еще перед зачатием ребенка будущей мамочке следует вылечить хронические и острые заболевания, которые также могут отразиться на состоянии здоровья малыша.

С появлением ребенка на свет женщина должна регулярно посещать педиатра, который проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, окружность головы и груди, а также взвешивает кроху. Кроме того, специалист осматривает ребенка, оценивая его физическое состояние. После этого делается заключение о состоянии ребенка. Все это необходимо для своевременного выявления отклонений и предотвращения нарушения физического развития.

16.Наиболее частые отклонения физического развития детей, нарушения весо-ростовых соотношений, их причины. Понятие о гигантизме, нанизме, гипостатуре, гипотрофии и паратрофии.

Причинами задержки роста и массы тела:

1.нарушения питания –голодания,снижением аппетита или переваривания.

2. заболевания с хронической тканевой гипоксии. -хронические заболевания легких, пороки сердца, тяжелые анемии.

Читайте также:  Стоматит у детей, лечение

3.заболеваниям эндокринного аппарата, желез внутренней секреции, которые вырабатывают гормоны – стимуляторы роста. Это гипофиз с недостаточной продукцией гормона роста, щитовидная железа, реже – железы, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен, или поджелудочная железа.

Самым тяжелым отклонением в физическом развитии является детский церебральный паралич – ДЦП. Микроцефалия.

Гипотрофия– нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение фактической массы тела

•Врожденная -пренатальная ставится после рождения. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Нор: 60-80. Степени: 1ст.- МРК=59-56; 2 ст.-МРК=55-50;

3 ст.- МРК=49 и меньше

.• Если у ребенка с нормальной массой при рождении, после 1 мес выявлен дефицит – постнатальной . Ее степени: 1 степень –дефицит массы 11-20%; 2-ая -21-30%; 3- я- более 31% .

• Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины подкожной клетчатки,

Гипостатура– пропорциональное отставание длины и массы тела в сравнении с нормативными показателями. В основе лежат тяжелые нейроэндокринные нарушения, ВПС, энцефалопатии.

• После 1 года такое состояние- алиментарный субнанизм. Старше 1 года это состояние – тучность, ожирение. Недост пит – параллельн задержка и роста и массы.

Паратрофия- хроническое расстройствово питания, при котором имеется увеличение массы тела более, чем на 10%. • 1 ст- 11-20%; 2 ст.-21-30%; 3 ст.-31% и более.

Нанизм (карликовость)- нарушение ФР, при котором имеется отставание в росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе – генетические нарушения роста.

• Белая раса: карлики – женщины- меньше 120 см, мужчины – меньше 130 см.;

• Клиника: – сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;- детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое АД, бесплодие. Причиной -потеря чувствительности тканевых рецепторов к соматотропному гормону или инсулиноподобным факторам роста.

Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной продукцией СТГ в гипофизе

17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

Период полового созревания – это достижение организмом половой зрелости и называется переходным или пубертатным периодом. Повышается деятельность гипоталамо-гипофизарной системы (высшие центры эндокринной системы в головном мозге), стимулируют функцию половых желез – яичек у мальчиков и яичников у девочек. Увеличивается секреция половых гормонов – андрогенов и эстрагенов. Возрастает продукция гормона роста и гормона, стимулирующего выработку гормонов щитовидной железой.

Сочетанное действие гормонов роста, половых и щитовидной желез, обуславливает изменения – ускорение физического развития, развитие половых органов и появление вторичных половых признаков.

Сроки наступления полового созревания зависят:

• бытовых, социально – климатических условий,

• состояния здоровья, характера питания.

Задержкой полового созревания считается отсутствие признаков у девочек старше 13 лет, а у мальчиков старше 14 лет.

Девочки вступают в период полового созревания в 10—12 лет.

Но уже в 8—10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза;

в 9—10 околососковый кружок выступает над кожей груди;

в 10—11 -единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, развитие молочных желез (начало роста);

в 12-14 первая менструация

в 15—16 регулярные менструации, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы.

Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик на 12 лет и достигает 9 см в год.

В 16—18 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков начало в 12—14 лет.

10—11 лет — увеличение размеров яичек и полового члена;

11—12 лет — пигментация мошонки, начало оволосения на лобке;

12—13 лет — рост волос на лобке, увеличение полового члена и яичек;

13—14 лет — начало изменения голоса, оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры; 14—15 лет — дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые поллюции;

18—20 лет — завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу.

Пик роста на 14 лет и достигает 10—12 см в год. В 18—20 лет отмечается постепенная остановка роста.

Полового созревания оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).

Развитие волосяного покрова на лобке:

отсутствие волос — Р0;

волосы на центральном участке лобка более густые, длинные — Р2;

на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые — Р3;

расположены по всей области лобка, переходят на бедра—Р4.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине:

редкие на центральном участке впадины — А2; в

густые, вьющиеся по всей впадине — А3.

Развитие молочных желез:

железы не выдаются над поверхностью грудной клетки — Ма0;

несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус — Ma1;

значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса — Ма2;

тело железы округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком — Ма3.

18.«Биологическая» акселерация развития детей /определение, признаки, основные теории/, значение акселерации для педиатрии.

Акселерация – ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового) развития и завершении созревания организма.

В качестве основных проявлений:

• рост годовалых в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад

•более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные на 1—2 года раньше;

•более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек;

•более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста;

•половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

На основании антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений, ко второму типу – дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без оускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста.

1) влияние солнечной радиации, удлинение светового дня;

2) влияние магнитного поля

4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства.

• Теории отдельных факторов условий жизни:

улучшение условий жизни, питани и медицинского обслуживания

1 .смешения популяций

Неативные последстви: юолее быстрое старение, омоложение болезеней, дисгармоничность, отставание в развитии внутрених оранов.

Дети с отклонением в физическом развитии.

Надежда Бердникова
Дети с отклонением в физическом развитии.

«Дети с отклонением в физическом развитии».

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие является неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. В нашей стране за последние десятилетие состояние здоровья детей дошкольного возраста значительно ухудшилось. Об этом свидетельствуют в том числе итоги Всероссийской диспансеризации детей. Ухудшение здоровья объясняется разными причинами, в частности недостатками в организации контроля за ростом, развитием и здоровьем детей. Для сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих ДОУ, необходимо постоянно совершенcтвовать учебно – воспитательный процесс в ДОУ и его медицинское сопровождение. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений, уплощение стопы или плоскостопие, косоглазие, группу риска по миопии.

Это далеко не весь перечень заболеваний, есть и более тяжелые случаи это: дети с нарушение в развитии опорно – двигательного аппарата, синдром Дауна, эпилепсии, детский церебральный паралич (ДЦП, слабовидящие и слабослышащие дети и т. д. Отсутствие у нас в городе специализированных учреждений дети с такими отклонениями в здоровья ходят в обычные группы ДОУ, в следствии этого большая нагрузка и ответственность за охрану и укрепление здоровья возлагается главным образом на воспитателя (мл. воспитателя, мед. работника, специалистов ДОУ, старшего воспитателя, заведующую).

1. Что должен знать воспитатель?

– количество детей по группам здоровья; (1-2-3гр. зд.)

– выявить детей на подгруппы для профилактики заболеваний:

* гр. риска по миопии;

* уплощение стопы или плоскостопие;

– ребенка с явным физическим недостатком.

– диагностику уровня физической подготовленности.

2. Оформить лист здоровья своей группы.

3. Разработать план физкультурно – оздоровительной работы для детей данной возрастной группы. (на год, на летний период).

4. Внести мероприятия в циклограмму.

5. Подбор методического материала по возрасту, изготовление нестандартного оборудования, оформление картотек, и т. д.

6. Оборудование в группе центра физического развития.

Проводя профилактическую работу в системе с детьми из тех 4 групп которые были выделены можно добиться определенных результатов:

– изменение группы здоровья на более высокую,

– научить заботиться о своем зрении и осанке.

Если в группе есть дети с отклонением в физическом развитии.

Совсем по другому обстоит дело с тяжелыми заболеваниями детей. Воспитатели должны построить работу так, чтобы этим детям было комфортно находиться в группе, среди большой массы детей. Нужно так организовать режимные моменты, игры или занятия, чтобы они не стали источником душевных травм для таких детей и поводом для насмешек. Если педагог поверит в возможности ребенка с дефектом зрения, слуха, моторики он сможет создать нормальную атмосферу в группе и действительно развивающую среду для всех детей.

Однако одной веры недостаточно, ее необходимо воплотить технологически. Например:

В группе слабовидящий ребенок.

Чтобы ребенок со значительными зрительными нарушениями мог на равных с нормально видящими детьми участвовать в организуемых воспитателем занятиях и играх, их содержание не должно быть ориентировано только на зрительное восприятие. Это вовсе не значит, что все игры и занятия следует строить по данному правилу. Важно, чтобы у ребенка с ослабленным зрением периодически возникали ситуации, когда он имел бы возможность почувствовать себя сильным и уверенным.

Для игры выбираются 2 команды от 2 до 6 участников, судьи 3 человека, ведущий (воспитатель, зрители.

– щит с прорезями и рукавами или коробка с прорезями для рук;

– коробка с предметами по теме игры;

– пустые 1-2 коробки;

– карточки по теме: (Стол, накрытый для праздничного обеда. Транспорт. Овощи. Фрукты. Кухня. Лес. и т. д.)

Внимание: нельзя комплектовать набор предметов спорными предметами, тогда могут быть курьезные ситуации, когда ребенок, ощупывая фигурку, скажем, зебры, отнесет ее, приняв за барана, к праздничному столу в качестве запеченного барашка.

Заказы могут касаться и фактуры материалов, из которых изготовлены предметы: «Все из шерсти», «Металл», «Бумага» и др.

Игра организуется на определенное время выполнения, чья команда первой закончит. По окончании игры объявляется команда победительница.

Игры серии «Особый заказ» способствуют не только совершенствованию тонкой моторики, тактильного чувства, делающего восприятие окружающего мира более ярким и богатым, но также развитию пространственного воображения, формированию логического мышления. Главное, что дают эти игры,- равенство условий для детей с нормальным и пониженным зрением.

Плоские изображения на карточках заменяются рельефными, объемными, да еще предложить сыграть «вслепую» – вариант, естественно используемый в классических народных «жмурках».

Дети могут играть парами, когда один ребенок находит карточку, а другой укладывает ее на соответствующую клетку листа. Игры в парах имеют также значение для формирования умения соотносить свои действия с действиями других, обучают основам партнерского взаимодействия, гуманных взаимоотношений.

Эти игры ориентированы на развитие осязания, тактильного чувства у детей.

Игра «Арома» – касается еще одной сферы чувств, обонятельной.

(организация игр и занятий, ориентирована на развитие способности ребенка различать запахи и ароматы).

Оборудование: несколько непрозрачных баночек (количество зависит от возраста детей, знаний запахов, 5, 10 и более) с плотно закрывающимися, но легко открывающимися крышками; коробочка куда будем ставить баночки; кружочки из плотной бумаги с диаметром, близким к внутреннему диаметру баночки, и кружки из марли или легкой хлопчатобумажной ткани.

В качестве запахов подойдут сухие грибы, свежерастертая хвоя, кусочки кожи, засушенные лепестки сильно пахнущих цветов, зерна жареного кофе, лавровый лист, гвоздика, укроп и т. д.

1. При работе с запахами нельзя пользоваться парфюмерией, искусственными ароматизаторами.

2. При работе детей с запахами даже естественного происхождения возможны случаи аллергических реакций. Будьте внимательны, при появлении первых признаков повышенной восприимчивости отведите ребенка подальше от игрового поля, в случае необходимости проводите к медицинскому работнику.

2. Игры занятия, ориентированные на слуховое восприятие.

В эту группу относятся музыкальные занятия, слушание музыкальных произведений разного характера.

Эта игра, в которой каждый звук требует своего действия от детей.

Оборудование: запись голосов птиц.

Цель: Научить различать голоса птиц.

Сначала самые привычные и легко распознаваемые, например кукушка, петух. Слушая пение дети выполняют определенное действие.

– кукушка: дети в такт наклоняют головки то к левому плечу, то к правому.

Читайте также:  Водянка яичек у новорожденных

– кукареканье петушка: приставляют ладошку с поднятыми пальцами к голове, изображая гребешок петуха.

Затем звуки постепенно добавляются, а когда дети хорошо будут ориентироваться в звуках можно организовать соревновательный вариант игры (командами – выигрывает та команда, которая допускает меньше ошибок и быстрее реагирует на голос птиц).

Оборудование: шапочки – колпаки по количеству играющих детей; небольшие кусочки разной бумаги: чертежной, оберточной, кальки, салфетки, полиэтилена, целлофана, сухие листья, ткани разного типа (шелк, хлопок, лен, шерсть, синтетика).

Организовать игровой момент (кто- то отправляет шуршунчиков к детям а они должны по мере приближения звука узнать, что издает тот или иной звук- какой материал).

Дети усаживаются на стульчики или на корточки, надвигают шапки на глаза, оставляя закрытыми уши, опускают головки и ждут шуршунчика.

– приближается первый шуршунчик, – дети определяют и называют шуршащий предмет, если правильно определили – его можно отпугнуть гласным «а»

(дети вместе, не поднимая головы, произносят звук «а-а-а», испугавшись «страшного звука», шуршунчик уходит.

Для начала возьмите совсем немного шуршаших предметов и, как в случае с птицами, прибавляйте понемногу новых звуков – шуршаний и соответствующих гласных или их сочетаний. Не забудьте написать «шпаргалку», где будет указано, какому предмету – шуршунчику какой звук для отпугивания соответствует.

В группе ребенок с нарушением опорно – двигательного аппарата, ДЦП.

Тяжесть этого заболевания обусловлена сопровождающими его двигательными, психическими, речевыми, и другими нарушениями, поэтому проблема реабилитации детей имеет комплексный характер. Педагоги, медицинские работники, родители стремятся к достижению одной цели – оздоровлению детей и формированию у них навыков здорового образа жизни и потребностей в нем. Недостаток или даже отсутствие моторной деятельности препятствует формированию у детей поведенческих актов и в большей или меньшей степени снижает коэффициент их активности. Это в определенной мере способствует задержке у них речевого развития, повышению нервного и мышечного напряжения, что в комплексе влияет на поведение ребенка.

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата организуются малоподвижные игры, планируется индивидуальная работа для укрепления различных групп мышц и совершенствовании координации движений (в специализированных детских садах такие дети занимаются на тренажерах).

На физкультурных занятиях (ДОУ обычного типа, уменьшается нагрузка, бег заменяется только ходьбой, нельзя давать упражнения на скорость, быстроту, выносливость, прыжковые упражнения.

Внимание: обязательна страховка при выполнении любых разрешенных движений воспитателем.

Благодаря занятиям у дошкольников формируется сознательное отношение к правильной осанке, ходьбе, самоконтролю. Поощрение при выполнении любого упражнения мотивирует детей с большим энтузиазмом достигать результатов, а чувство успеха, в свою очередь, способствует формированию у них чувства самодостаточности, улучшению психического здоровья.

В группе слабослышащий ребенок.

Как организовать общение взрослого с ребенком с нарушением слуха, какие игры – занятия по развитию слухового восприятия может проводить взрослый? Все это можно найти прочитав статьи в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 5, 6. 2010г.

Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального комфорта. Чтобы у детей было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное здоровье, дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно.

Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать его, вселить уверенность, помочь.

«Ознакомление с техникой безопасности по плаванию детей дошкольного возраста» Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент.

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Нарушения физического развития у детей

Прежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка. При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни. Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Физическое состояние — интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Оценка основных антропометрических данных методом индексов физического развития

Индексами называют различные численные соотношения между отдельными антропометрическими признаками (двумя, тремя и более признаками).

Массо-ростовой индекс (Кетле 1) применяется в периоде новорожденности и отражает питание ребенка во внутриутробный период. Вычисляется как отношение массы тела (гр) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 60-70.

паратрофия ожирение гигантизм нанизм

Снижение этого показателя свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Индекс Чулицкой (упитанности) – применяется у детей первого года жизни и отражает питание ребенка в этот период. Вычисляется по формуле:

три окружности плеча (см) + окружность бедра (см)+ окружность голени (см) – рост (см).

При нормотрофии величина индекса составляет 20-25; при гипотрофии – она снижается.

Индекс Эрисмана – применяется во все периоды детства и отражает особенности телосложения (степень развития грудной клетки).

Вычисляется по формуле: окружность груди (см) – полурост (см).

На первом году жизни значение индекса составляет 10- 13 см.

Индексы пропорциональности (длина ноги к высоте верхнего лица и др.)

Гипотрофия расстройство питания, характеризующееся различной степенью дефицита массы тела.

При гипотрофии I степени толщина подкожной клетчатки снижается на всех участках тела, кроме лица. В первую очередь истончается на животе. Дефицит массы составляет 11-20 %

При гипотрофии II степени потеря массы тела составляет 25-30 %. Ребёнок отстает в росте и нервно-психическом развитии. Подкожный слой сохраняется только на лице, особенно истончен он на животе и конечностях

При гипотрофии III степени потеря массы тела составляет более 30 %. Внешне — крайняя степень истощения, кожные покровы бледно-серого цвета, полностью отсутствует подкожный жировой слой

Паратрофия — хроническое расстройство питания у ребенка с массой, близкой к нормальной по его возрасту и длине тела.

Основной причиной развития паратрофии является неправильное кормление ребенка с нарушением рационального соотношения между основными пищевыми ингредиентами и перекормом углеводами (избыточное количество сладких соков, чая, несколько прикормов из каш в день, злоупотребление бананами, печеньем, использование при приготовлении адаптированных смесей большего количества сухого порошка, чем положено), белками (большое количество цельного коровьего молока, творога, и др.). Способствуют развитию паратрофии лимфатико-гипопластическая и экссудативно-катаральная аномалии конституции, частые инфекционные заболевания, анемии.

С преобладанием массы тела над ростом.

С избыточными массой тела и ростом.

С нормальными массой тела и ростом.

Гипостатура — это одинаковое отставание роста и массы тела у детей первого года жизни в сравнении со средними нормативными показателями соответствующего возраста.

Длина тела при гипостатуре меньше нормативных данных на 5-10 см (у старших лиц — на 15-20 см). При этом фактическая масса тела хотя и меньше средних показателей, тем не менее, отвечает росту ребенка.

Причиной гипостатуры чаще всего является недостаточное количество белка и витаминов, начиная с внутриутробного периода и на первом году жизни.

Ожирение — это хроническое заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирование течения осложняется нарушением различных функций и систем организма.

Детское ожирение – это проблема, которая беспокоит врачей и ученых всего мира. Они проводят многочисленные исследования для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. С каждым годом количество детей с избыточным весом значительно увеличивается, что представляет угрозу для подрастающего поколения. Ожирение у детей может развиться в любое время, но чаще всего пик развития приходится на 5-7 лет, а также период полового созревания.

В чем опасность детского ожирения?

В зависимости от массы ребенка выделяют 4 степени ожирения. Первая характеризуется превышением массы от нормы примерно на 15-25%. При второй степени превышение составляет от 26 до 50%. Третья стадия начинается от 51%. Четвертая стадия ожирения – это превышение допустимой нормы более чем на 100%.

Зачастую детское ожирение сопровождается рядом заболеваний, которые ранее считались сугубо взрослыми. У подростков может наблюдаться высокий уровень холестерина, остеоартрит, повышенное давление, диабет. Избыточный вес негативно сказывается на здоровье с возрастом. У девочек возможны в будущем проблемы с зачатием и вынашиванием ребенка. Врачи утверждают, что детское ожирение через 10-15 лет грозит бесплодием, заболеваниями позвоночника и суставов, пищеварительного тракта, варикозным расширением вен, сексуальными расстройствами. Могут быть и другие смертельно опасные осложнения – инсульт, инфаркт миокарда, почечная недостаточность.

Ученые дают печальный прогноз: подростки и дети, страдающие ожирением, не доживут до 60 лет. Статистика показала, что тучные люди живут в среднем на девять лет меньше, чем люди, имеющие нормальный вес. Ожирение может стать одной из главных причин смерти, многие медики считают ожирение даже более опасным, чем курение. Поэтому лечить детское ожирение нужно обязательно.

Главные причины детского ожирения

Избыточный вес у детей связан со многими факторами. Главная причина – это неправильная культура питания. Для ребенка очень опасна пища, содержащая большое количество жиров, а именно такую предлагают всевозможные фастфуды. У любителей сендвичей и выпечки суточная калорийность питания увеличивается до 30%, а при этом энергия почти не расходуется.

Вторая причина ожирения у детей – малоподвижный образ жизни. Гиподинамия – это понятие, которое все чаще встречается в медицине. Отсутствие физических нагрузок, сокращения мышц, ограничение двигательной активности влечет за собой нарушение обмена веществ, уменьшение кровоснабжения тканей, снижение тонуса сосудов. Развитие технического прогресса негативно сказывается на увлечениях детей. Компьютер и телевизор вытесняет активные игры во дворе.

Третьей причиной является генетическая предрасположенность к дефекту обмена веществ. Например, нарушение баланса ферментов липогенеза и липолиза в сторону повышения первых. Кроме того, причиной тучности детей может быть строение и особенность распределения жировой клетчатки, которая также передается по наследству. К наследственному ожирению относятся синдромы Барде-Бидля, Альстрема.

Гигантизм и акромегалия – это два родственных заболевания (точнее, одно заболевание, две возрастных вариации), которые возникают в результате нарушения работы эндокринной системы. Течение болезни хроническое, вызывается аденомой гипофиза, впервые проявляется в подростковом или раннем детском возрасте. При заболевании возникают изменения в органах, которые сводятся к их гиперплазии и истиной гипертрофии, как правило, связано это с разрастанием мезенхимальных тканей. Отмечается разрастание стромы и паренхимы всех органов, легких, печени, сердца, поджелудочной железы, селезенки и кишечника. С развитием заболевания происходят склеротические изменения органов, параллельно развивается их недостаточность. Во всех органах повышается риск развития опухолей, как доброкачественных, так и злокачественных. Гигантизм – это заболевание, проявляющееся в детском возрасте, характеризуется заболевание чрезмерным ростом костей, значительно превышающим физиологические нормы. Увеличиваются органы и мягкие ткани. У подростков после определенного момента происходит окостенение хрящевых тканей и дальнейший рост костей становится невозможен, развивается акромегалия. Тело продолжает расти, но уже не в высоту, а в ширину, растут преимущественно мягкие ткани, масса внутренних органов увеличивается, происходят соответствующие нарушения метаболизма. Акромегалия — прогрессирующее увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, грудной клетки, внутренних органов вследствие чрезмерной секреции СТГ. Развивается по завершении окостенения эпифизарных хрящей. У детей (до завершения остеогенеза) развивается гипофизарный гигантизм.

  • * Продуцирующая СТГ аденома гипофиза
  • * Часто аденома вызывает разрушение турецкого седла, что и наблюдают на рентгенограмме черепа в боковой проекции; в других случаях для визуализации опухоли используют КТ или МРТ; иногда опухоль не визуализируется
  • * Гистология: как правило, ацидофильные аденомы
  • * Иммуноцитохимия: соматотрофные клетки
  • * Наследуемые и семейные формы:
  • * соматотрофинома (* 102200, ген SMTN, Ilql3, R): сочетание акромегалии и гигантизма с acanthosis nigricans, галактореей
  • * Розенталя-Клопфера синдром (*102100, R): сочетание акромегалии и гигантизма с пахидермией складчатой (мощные складки кожи шеи и затылка)
  • * Акромегалоидного лица синдром (* 102150,R): утолщённые губы, веки, брови и складки слизистых оболочек, большой нос картошкой
  • * Мутации гена SMTN(l Iql3): развиваются соматотрофинома и последующая акромегалия
  • * Синдром Сотоса(17550, спорадические случаи): умеренная неврологическая и психическая симптоматика, ускоренный рост с чертами акромегалии, высокое содержание в крови валина, лейцина и изолейцина
  • * Гигантизм вследствие избыточной секреции соматолиберина (139190, 20qll.2, ген GHRF, R).

Избыточная секреция СТГ вызывает изменения в костях, мягких тканях, сказывается на метаболизме

  • * У детей и подростков избыточная секреция СТГ стимулирует линейный рост длинных трубчатых костей (гипофизарный гигантизм). Скорость роста превышает физиологические границы, однако он сравнительно пропорционален
  • * Рост мягких тканей и непропорциональное увеличение костей у взрослых вызывают отклонения, изменяющие внешность больного: увеличение кистей и стоп (особенно кончиков пальцев), огрубение черт лица, толстые кожные складки, лобные и носогубные морщины, увеличение носа и нижней челюсти, прогнатизм, появление промежутков между зубами
  • * Органомегалии (увеличение сердца, лёгких, печени, селезёнки, почек), утолщение кожи и интерстициальный отёк с опуханием и уплотнением мягких тканей
  • * Туннельные синдромы; особенно часто развивается синдром запястного канала
  • * Остеоартроз (поражаются как периферические суставы, так и позвоночник, проявляется крепитацией, на ранних стадиях — гипермобильностью, на поздних — ограничением движений в суставах)
  • * Поражение мышц (проксимальная мышечная слабость, судороги)
  • * Синдром Рейно (25%).
  • * Снижение толерантности к глюкозе, клинически выраженный диабет наблюдают у 10% больных
  • * Гиперфосфатемия вызвана увеличением канальцевой реабсорбции фосфатов (эффект СТГ)
  • * Гиперкальциурия
  • * Исследование синовиальной жидкости не выявляет признаков воспаления (концентрация лейкоцитов

Преодолеем вместе

Сайт для родителей особых детей
Вологодской области

Физическое развитие детей с интеллектуальными нарушениями

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2001). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

Нарушения физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями:

  • отставания в массе тела;
  • отставания в длине тела;
  • нарушения осанки;
  • нарушения в развитии стопы;
  • нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
  • парезы верхних конечностей;
  • парезы нижних конечностей;
  • отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
  • деформации черепа;
  • дисплазии;
  • аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей:

  • точности движений в пространстве;
  • координации движений;
  • ритма движений;
  • дифференцировки мышечных усилий;
  • пространственной ориентировки;
  • точности движений во времени;
  • равновесия;

2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств:

  • силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
  • быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
  • выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%;
  • скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%;
  • гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

Нарушения основных движений:

  • неточность движений в пространстве и времени;
  • грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
  • отсутствие ловкости и плавности движений;
  • излишняя скованность и напряженность;
  • ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца.

Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. Специалисты отмечают характерные для детей с интеллектуальными нарушениями быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость.

У многих детей встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты. Среди сопутствующих нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.

Несмотря на то, что интеллектуальные нарушения — явление необратимое, это не значит, что они не будут развиваться, в том числе и в двигательной сфере. Постепенность и доступность при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным ученых, 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от сверстников.

Занятия по физическому развитию с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо начинать с раннего возраста, заниматься регулярно и непрерывно в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка. Содержание занятий при этом практически не будет отличаться от занятий со здоровыми детьми. Необходимо понимать, что основной формой помощи таким детям будет постоянный показ упражнения, физическая поддержка при выполнении, многократный повтор. Такие дети быстро утомляются, поэтому в работе с ними рекомендуется игровой характер упражнений с опорой на понятные детям образы: походи как мишка, попрыгай как зайчик, ходим как гуси и т.д.

Дети с интеллектуальными нарушениями могут успешно заниматься многими видами адаптивного спорта: плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, велоспортом, конным спортом, футболом, теннисом, настольным теннисом, горнолыжным и лыжным спортом. Для людей с интеллектуальными нарушениями проводится Специальная олимпиада (состязания по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, академической гребле).

Нарушения развития детей

Содержание:

Нет ничего прекраснее здорового малыша, который радует родителей и бабушек с дедушками своими улыбками и достижениями. Но, к сожалению, иногда здоровье крохи может пошатнуться.

Нарушения физического развития

Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей, это:

  • рост;
  • масса тела;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

На уровень физического развития могут влиять множество факторов окружающей среды и индивидуальные особенности организма малыша. К ним относят:

  • негативное влияние на плод в процессе внутриутробного развития (курение, употребление алкоголя матерью, бесконтрольное употребление лекарственных средств и др.);
  • генетическая предрасположенность;
  • родовые травмы;
  • гормональные изменения в организме ребенка;
  • нерациональное питание.

Наиболее нестабильный показатель физического развития детей – масса тела. Отклонения в ту или иную сторону от среднестатистической нормы, которые не превышают 10%, не считаются патологическими и корректируются элементарно — при помощи коррекции питания крохи. Если же процент отклонения прогрессивно увеличивается, тогда речь идет о гипотрофии или паратрофии (ожирении). В этом случае без помощи врача педиатра уже не обойтись. В первую очередь доктор должен выявить причину изменения веса (алиментарного характера или изменения в здоровье малыша), а затем дать рекомендации, как наладить питание карапуза и скорректировать его вес.

Изменения роста зачастую связаны с гормональными изменениями. За рост ребенка отвечает соматотропный гормон — гормон роста. При его недостаточной выработке развивается такое заболевание, как нанизм, а при избытке – гигантизм. Соответственно, для нормализации роста малыша необходимо проводить коррекцию его гормонального фона и вести внимательное наблюдение за динамикой изменений.

Также важна оценка гармоничности физического развития детей, т.е. соотношения роста с массой тела, а также с размерами головы и грудной клетки. Дисгармония физического развития может наблюдаться при следующих патологиях:

информацияВ этих случаях дисгармоничное физическое развитие является только косвенным признаком патологии и требует глубокой диагностики здоровья ребенка. Что касается прогнозов для жизни и здоровья ребенка, то зачастую они благоприятные, при условии своевременной верной диагностики и правильного лечения.

Нарушения и задержка психического развития

Основными причинами отклонений в психическом развитии младенцев являются:

  • генетические заболевания;
  • патология головного мозга (гидроцефалия, микроцефалия, опухоли, эпилептический синдром);
  • заболевания эндокринной системы;
  • нарушения органов чувств;
  • социально неблагополучные дети (педагогическое безразличие родителей или опекунов).

Проявления заболеваний обычно зависит от формы патологии, ее причины и степени выраженности, но при этом можно выявить ряд признаков, которые характерны для большинства отклонений в психическом развитии детей. К ним относят:

  • эмоциональную лабильность детей (частые перепады настроения);
  • повышенную утомляемость;
  • скудность словарного запаса;
  • эмоциональная скудность или проявление эмоций, неуместных ситуациям;
  • нарушения сна;
  • повышенная возбудимость.

дополнительноЛечение нарушений психического развития проводится только в комплексе. В первую очередь необходимо выявить и начать лечить основное заболевание, которое провоцирует изменения со стороны психики ребенка. Также в комплекс лечения входит наблюдение у узкопрофильных специалистов: психологов, неврологов, логопедов, генетиков, нейрохирургов.

Как правило, прогноз для жизни деток при таких нарушениях благополучный, но как самим малышам, так и их родителям придется приложить усилия для того, чтобы кроха адаптировался к жизни в социальной среде.

Нарушения речи

Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение слухового аппарата;
  • заболевания нервной системы;
  • отставание в психическом развитии, аутизм.

Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.

Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей:

  1. Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС:
    • афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи);
    • алалия (недоразвитие речи);
    • дизартрия (нарушение произношения).
  2. Функциональные расстройства нервной системы:
    • заикание;
    • сурдомутизм (глухонемота);
    • мутизм (немота).
  3. Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.

Уже с первых месяцев родители могут заметить, что их малыш не лепечет или не агукает. Со временем они отмечают, что карапуз все понимает, но при этом продолжает молчать. Дети поздно начинают произносить свои первые слова, их словарный запас скуден. Как правило, при задержке речевого развития происходит отставание во всех сферах общения. Т.е. кроме малого словарного запаса есть трудности в построении фраз и предложений, а также в эмоциональной окраске речи.

Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния.

Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.

Что касается прогноза для дальнейшей жизни ребенка, то здесь все зависит от того, на сколько глубокое поражение сопровождается изменением в речи. При нарушении слуха и его своевременной коррекции малыш быстро нагоняет своих сверстников. Если изменение речи является только одним из признаков и сопровождается другими органическими нарушениями или изменениями психики, в этом случае малыш может нуждаться в помощи психологов, неврологов или других специалистов для реабилитации и максимальной адаптации.

Умственная отсталость

Умственная отсталость – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы.

важноУ детей, страдающих умственной отсталостью, уровень интеллектуального развития ниже нормы, характерной для их сверстников. За счет этого малыши сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, в обучении, а затем и во взрослой жизни. Степень социальной ограниченности зависит от глубины поражения.

Выделяют несколько степеней олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте.
  2. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий.
  3. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.

Дети с ограниченными возможностями

Отдельно стоит затронуть вопрос о детях-инвалидах – малышах с ограниченными возможностями – физическими, психическими или умственными. Часто вся помощь таким крохам сводится к тому, что их помещают в специализированные школы-интернаты, где они имеют возможность обучаться. Но, безусловно, гораздо лучше и эффективнее будет происходить адаптация малыша к этому сложному миру, когда он будет в кругу любящих его родственников, сверстников, которые смогут стимулировать его стремление к развитию.

Уважаемые взрослые, помните: мало что сможет измениться в жизни детей с ограниченными возможностями, если мы не изменим свое отношение к ним.

Читайте также:  Нарушения умственного развития у детей
Ссылка на основную публикацию