Женщина в современном обществе – положение, статус, проблемы

Проблема положения женщины в современном российском обществе

Дата публикации: 03.04.2018 2018-04-03

Статья просмотрена: 3193 раза

Библиографическое описание:

Сафонова Н. А. Проблема положения женщины в современном российском обществе // Молодой ученый. — 2018. — №14. — С. 250-251. — URL https://moluch.ru/archive/200/49082/ (дата обращения: 04.02.2020).

В современном российском обществе происходят серьезные трансформации общественного уклада и сознания людей. Существенной характеристикой современного общества является изменение общественных ролей и гендерных стереотипов, что представляет собой порождение новых стереотипов и моделей поведения.

К гендерному подходу мировое сообщество обратилось сравнительно недавно. Лишь в последние лет тридцать в науке стали оперировать таким понятием, как «гендер», «социокультурный пол», и активно разрабатывать концепцию взаимоотношений мужчин и женщин как социально организованных групп со своими интересами и особенностями. Таким образом, удалось преодолеть многовековое представление о мужчинах и женщинах только как о биологических существах, которым предписано либо «защищать и воевать», либо «рожать детей». [1]

Начиная с 20 века в социологии начинает активно развиваться отрасль, изучающая гендерное разделение ролей. Сам термин «гендер» впервые использовал психолог Р. Столлер в 1968 году, разделив самое понятие пола на «биологический пол» и «социальный пол». Э.Гидденс подчеркивал, что не физические различия, а социально обусловленные особенности и социальные ожидания относительно мужчин и женщин являются составляющей частью понятия «гендер». Одновременно им приписывается система соглашений, которая обуславливает свойственные женскому или мужскому полу модели поведения.

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины — быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины — это работа. Теоретическое объяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у 3. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различий физиологических. Он говорил, что «анатомия — это судьба». Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага — экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует единственный способ — иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины — быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной и женщиной, с точки зрения Парсонса, будет способствовать стабильности в обществе.

До сих пор сохраняется проблема определения роли женщины в современном обществе. Несмотря на то, что с каждым годом женщина осваивает все больше новых социальных ролей, порой даже тех, которое еще несколько лет назад считались чисто мужскими, в обществе все еще сохраняется немалая доля женской дискриминации.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. [2]

Современное Российское общество активно стремиться к прогрессу, однако старые установки и стереотипы еще живы в сознаниях людей. Общество активно развивается, меняются формы взаимодействия людей, индивиды примеряют на себя новые статусы и роли, но движение вперед невозможно без истребления давно изживших себя моделей поведения. Чаще всего с данной проблемой сталкиваются именно женщины. Несмотря на то, что современное общество приобрело качественно новые характеристики, отношение к роли женщины все еще находятся во временах «Домостроя». Женщинам все чаще приходится взваливать на себя груз ответственности, перенимать мужские образцы поведения, в одиночку содержать и воспитывать детей, строить карьеру. Во многих случаях это является именно вынужденной мерой, чтобы обеспечить себе и своим детям достойное существование. Однако, общество все еще не может принять эти модели поведения, и женщинам приходиться сталкиваться с притеснениями и дискриминацией.

Главная проблема, остро стоящая в современном российском обществе, заключается в том, что женщина выполняет множество социальных ролей и вынуждена брать на себя те задачи, которые ранее считались чисто мужскими. Но даже в этих условиях женщина продолжает с сталкиваться с дискриминацией в различных сферах жизни. Эта проблема как никогда остро стоит в обществе, однако не существует четкого плана борьбы с ней. Нельзя представить общественное развитие, если в этом обществе принижена роль женщины. Отношение к женщине ярко иллюстрирует уровень развитости конкретного общества.

Также остро поднимается вопрос государственных пособий по родам и уходу за ребенком. С одной стороны, женщина, воспитывающая ребенка, затрачивает в день времени (с грудным ребенком иногда даже 20–24 часа) и сил на много больше, чем почти любой мужчина, находящийся на работе 8–9 часов, однако это не признается полноценной деятельностью, и женщина получает лишь небольшую сумму в качестве пособия. Гендерное неравенство институционализировалось в процессе разделения труда, появления частной собственности и возникновения государственности.

Проблема изменения социально-экономического статуса женщин в связи с процессами, переживаемыми российским обществом, становится все более популярной темой социологических исследований. В процессе демократизации российского общества женщины не смогли в полной мере воспользоваться своими правами, в том числе, вступить в активную борьбу за отстаивание своих интересов. В научной литературе, посвященной социогендерной проблематике, можно встретить еще более резкую точку зрения, согласно которой в результате социальной трансформации российского общества «фактически женщин лишили многих социальных завоеваний: резко понижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки; происходит социальная дискриминация женщин во всех сферах общественной жизни, причем, в таких формах и проявлениях, какие ранее россиянки и не знали». [3]

Одним из примеров, доказывающих, что социальная дискриминация женщин является существующей проблемой и в настоящее время, является соотношение мужчин и женщин во властных структурах. Мировой опыт свидетельствует, что общество оказывается более социально ориентированным и стабильным там, где гендерное соотношение во властных структурах женщины составляют 30–40 %. По своим природным и профессиональным качествам они подготовлены исполнять технократическо–бюрократические функции гражданских служащих высшей иерархии государственных должностей. [4]

Статус женщины в современных обществах

Положение женщин в современных обществах
Пронин А.А. Проблемы прав человека.

По данным отдела ООН по народонаселению, 49,7% мирового населения – женщины (3 132 342 000 женщин и 3 169 122 000 мужчин).
Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, дискриминация в отношении женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.
Однако, даже много путешествуя по всему свету, трудно понять истинные нравы и обычаи, прочувствовать, как живет народ в той или иной стране. Более того, еще сложнее представить точную картину положения женщин в разных странах – там, где образ жизни женщины не так заметен, где женщина не участвует в экономической и политической жизни страны, где, как правило, ей отведена роль лишь жены, матери, хозяйки очага. Но иногда те женщины, относительно которых у нас прочно сложились определенные стереотипы, вовсе не живут так, как представляем себе мы, имеют определенные права и положение в обществе.
Любопытна в этой связи публикация в журнале “Девичник”1 .
Как известно, японские женщины живут в обществе, где “властвует и правит мужчина”. Доминирующая роль мужчины в этой стране сложилась исторически давно, и, как во всех странах Востока, эта преобладающая роль выражена везде: и в деловой среде, и в области искусства, и в области политики. Но красота и неповторимость японской женщины, ее стремление к согласию, ее великое терпение, чувство гармонии и равновесия во всем, готовность к самопожертвованию славились с далеких времен и несли славу о японской женщине по всему миру.
Жена работающего делового японца мирится с тем, что встречается со своим мужем не больше пары дней в неделю. Все остальное время он проводит в различных ресторанах, барах, кафе. Нередко выпивший муж приходит домой лишь под утро, иногда с провожающими его другими женщинами из злачных заведений. И жена проводит всех в дом, радушно примет гостей, расплатится за мужа и не проявит ни малейшего недовольства или обиды. Женская ревность для японцев – одно из постыдных и аморальных качеств. Тем более что в Японии не считается грехом наличие у мужчины любовниц, и практически каждый из представителей сильного пола не упускает в своей жизни такой возможности и сложившегося традициями права.
Со стороны может показаться, что японская женщина находится под гнетом патриархата и давления со стороны мужчины. Однако это далеко не так. Именно японка имеет больше прав, чем женщины других стран Азии и Востока. Японской женщине доверяется воспитание детей и решение их судеб, ей полностью отдается право распоряжаться заработком мужа и решать, какие расходы и в каком объеме необходимо сделать, японские женщины работают, и некоторые из них материально твердо стоят на ногах.
Японки умеют скрывать свои чувства, дипломатично строить отношения с мужем, добиваясь от него гораздо большего, чем европейские женщины. Но даже имея много прав, под влиянием цивилизации становясь всё более независимой, образованной и уверенной в себе, японская женщина до сих пор провожает мужа до двери, с почтением и покорностью опуская голову вниз, кланяется мужу вслед.
В Иране редко можно встретить женщину без черного, реже – зеленого покрывала, которое скрывает её волосы, фигуру, иногда даже лицо. Со стороны кажется, что женщины в этой традиционной и патриархальной стране не имеют практически никаких прав и полностью зависят от мужчины. На самом же деле именно в Иране женщины живут активной и полноценной жизнью. Активность и энергичность иранок складывались на протяжении многих веков. О дочерях шахов, которые обстригали свои красивые волосы и облачались в воинские доспехи, чтобы наравне с мужчинами поразить врага, до сих пор ходят легенды. Поэтому даже вождь революции в Иране имам Хомейни сказал, что “за революцию стоит благодарить женщин”.
К концу 80-х годов ХХ века своей активностью и борьбой иранки добились изменений в образовании, здравоохранении и других сферах жизни иранского общества. Женщинам были предоставлены все права на получение образования наравне с мужчинами, качественное медицинское обслуживание, предоставление рабочих мест не только в традиционных женских сферах, но и в экономической и политической жизни страны, а также различные льготы и многое другое.
Надо отметить, что и в настоящее время иранские женщины стремятся получить самое лучшее образование, занять престижные должности; они талантливы, усидчивы, трудолюбивы. Большинство иранок трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны – женщины, а безработица среди иранских женщин составляет не более 12 – 13%. Правда, в университетах девушки и юноши учатся в разных аудиториях, на работе женщины также трудятся в отдельных комнатах, а в автобусах ездят отдельно от мужчин.
Практически все иранки прекрасно водят машину, занимаются спортом (альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой), ведут активный образ жизни, великолепно рисуют, увлекаются музыкой и живописью.
По Корану, мусульманин может иметь четыре жены, но практически все мужчины Ирана создают семью и живут только с одной женщиной. Семья в Иране священна, разводы случаются крайне редко, а женщины не находятся под патриархальным гнетом, как это зачастую представляется на Западе. Напротив, правит домом женщина, все денежные расходы, ведение хозяйства, воспитание детей лежат полностью на ней, но уважение и почтение к мужу прослеживаются в иранской семье в каждой мелочи.
Как и в других странах Востока, семья в Египте занимает главную часть жизни каждого египтянина. Египетская семья – это большая группа, состоящая не только из мужа, жены и детей, но и других родственников по мужской линии. Главой семьи является пожилой мужчина и его жена. Эту семейную группу связывают не только родственные узы, но и чувства социальной зависимости, долга и обязанностей по отношению друг к другу.
Выбор невесты или жениха-традиционно дело родителей. Но в последнее время всё чаще считаются и с мнением молодых. Предпочтение отдается девушке стройной, с белой кожей, с правильными чертами лица и тонкой талией. Однако красота девушки ставится лишь на второе место после характера, умения вести себя, происхождения невесты и её моральных достоинств.
Власть мужа беспрекословна. Египетская семья-это система патриархальных отношений, где муж-глава, а жена обязана во всём слушать мужа и подчиняться ему. Большинство женщин в Египте не работают и материально полностью зависят от мужа, видя свой смысл жизни в семье и детях. Но практически все семьи в Египте моногамны, и жестокое обращение с женщиной встречается крайне редко. Патриархальная модель уклада семьи сохраняется на территории практически всего Египта. Однако Каир – “город контрастов” – живет своей, иной жизнью, где на протяжении уже многих лет женщина борется за свои права и успешно реализует их.
В последние годы под влиянием европейской цивилизации в Каире молодые женщины стали более раскрепощены, образованны, уверены в себе. Они занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью, очень часто одевают европейскую одежду. Современные египтянки стремятся получить хорошее образование в лучших университетах и институтах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие египтянки становятся более избирательными в выборе спутника жизни, к которому также предъявляются высокие требования, не спешат выйти замуж и завести семью.
Но даже сейчас не каждая смелая и современная девушка решается выйти замуж за иностранца. Брак с иностранцем практически во всех случаях означает уход от семьи, а иногда и выезд в другую страну навсегда. Родители, воспитанные в традициях ислама и Востока, редко прощают такой поступок.
Как гласит древняя индийская мудрость, “все мужчины в Индии одновременно являются преданными сыновьями, обожествляющими своих матерей, и женоненавистниками”.
Главное предназначение в жизни женщины этой страны – стать матерью. Но вместе с этим индийцы считают, что быть женщиной – это расплата за грехи в прошлой жизни. Считается, что женщина носит в себе активные силы природы, творческую энергию, она дает силу и приносит удачу мужчине. Поэтому здоровье и процветание мужа полностью зависит от жены. Остаться вдовой для индианки означает быть похороненной заживо. Именно поэтому до сих пор индийские женщины сжигают себя после похорон мужа. Обряд самосожжения был официально отменен лишь в 1978 году, но до сих пор в стране происходят обряды “сати” – вдовьего самосожжения на костре.
Традиции говорят, что остаться вдовой – это расплачиваться за все женские грехи, поэтому, даже не сжигая себя, индианка, оставшаяся без мужа, отказывается от всех удовольствий: ест очень скромную пищу, спит на голом полу, обрезает волосы, каждый день проводит в молитвах и до конца жизни не заводит новую семью. Хотя в настоящее время и существует официальное право выйти второй раз замуж вдове, но этим правом практически никто не пользуется. Вдову обходят стороной, избегают даже соседи и родственники.
Поэтому чтобы не остаться вдовой, все индийские жены берегут своих мужей и охраняют их: обращаются к ним на “вы”, никогда не произносят их имени вслух (считается, что это укорачивает жизнь мужа), омывают им ноги, отдают самую лучшую пищу, никогда не садятся в транспорте, если стоит муж.
Индианки изящны, нежны и красивы, Хотя тот образ женщины, который сложился по индийским фильмам, не всегда соответствует действительности. Портрет индийской женщины разнообразен на территории всей страны. Индианки из низших слоев работают с мужчинами наравне: опускаются в шахты, пашут землю и вместе с этим содержат домашнее хозяйство и смотрят за детьми. Возможно, поэтому в низших кастах женщина имеет большее влияние на мужчин, чем богатые индианки.
Женщины высшего сословия, как правило, очень зависимы от своих родителей, потом- от мужей. Они страдают от традиций и устоев, выходят замуж очень рано, не по любви, носят паранджу, именно среди таких слоев распространен обряд вдовьего самосожжения.
Также различны север и юг Индий. На севере, где долгое время господствовала мусульманская религия, в семье существуют патриархат и беспрекословное подчинение мужу. На юге, где бытует культ матери богини, женщины и мужчины практически равны. В крупных городах юга страны женщины занимают хорошие должности, прекрасно образованны и достаточно независимы. Они нанимают слуг, выполняющих всю домашнюю работу, и строят свою карьеру в деловой среде крупных городов.
И все же. Благодаря усилиям по освещению реального положения женщин в мире были получены вызывающие тревогу статистические данные об экономическом и социальном неравенстве мужчин и женщин. Среди неимущих подавляющее большинство составляют женщины, и доля женщин, относящихся к числу сельской бедноты, с 1975 г. за 20 лет увеличилась на 50 процентов. Женщины составляют наибольшее число неграмотных; в период 1970 – 1985 гг. их количество возросло с 543 до 597 млн. В Азии и Африке женщины работают на 13 часов в неделю больше, чем мужчины, и в большинстве случаев их труд не оплачивается. В мировом масштабе заработная плата женщин на 30 – 40 процентов меньше, чем у мужчин, выполняющих ту же работу. Женщины занимают 10 – 20 процентов управленческих и административных постов во всем мире и менее 20 процентов рабочих мест на производстве. Среди глав государств женщины составляют менее 5 процентов. Если бы в системе национальных учетов неоплачиваемая работа женщин по дому и в семье рассматривалась в качестве одного из видов производственной деятельности, то общий объем производства увеличился бы на 25 – 30 процентов.
Западные социологи бьют тревогу – непрекращающаяся дискриминация женщин на производстве может обернуться застоем в экономике. Большая часть женской полонимы Земли, как и его лет назад, живет на положении второсортных граждан. К такому нерадостному для прекрасной половины человечества выводу пришли авторы обнародованного осенью 2000 г. доклада ООН о народонаселении2. Откровенное угнетение женщин не только влечет за собой рост преступности и разрушительные последствия для здравоохранения. Сегодня речь приходится вести об опасном неравноправии женщин даже в тех странах, где борцы за права женщин добились, казалось бы, впечатляющих успехов.
Чего стоит хотя бы пример Кэтлин Макгрэт. Ей впервые и истории американских ВМС поручили командование ракетным фрегатом с экипажем в 262 человека. Но в тех же США, где возглавляемые женщинами предприятия – это самый быстрорастущий сектор экономики, весьма распространен скрытый “половой” расизм. Даже в тех фирмах, где реализуют специальные программы содействия выдвижению женщин. Дамы владеют в Штатах уже более чем третью фирм, и на них заняты более 27 миллионов трудящихся. Правда, большинство из этих фирм – небольшие, и работают они, как правило, в сфере услуг.
Но проблема выходит далеко за рамки прав человека. Социологи указывают, что даже в ближайшие голы обеспечение равномерного расовою и полового состава рабочей силы для многих предприятий может стать буквально вопросом жизни и смерти. Во всем виновата демография – к 2006 году женщины будут составлять 47 процентов всей рабочей силы США, увеличится и доля “цветных” работников, а вот белые мужчины будут составлять уже только 44 процента занятых. Так что руководителям предприятий пора подумать о том, как помочь успешной карьере слабого пола.
Если так обстоит дела в “благополучных” Штатах, что же в таком случае говорить о странах менее продвинутых по части эмансипации. Например, Болгария, по свидетельству тамошнего заместителя председателя парламента Пети (имя женское!) Шоповой, не имеет механизмов защиты равноправия. А лидер Демократического союза женщин Болгарии Эмилия Масларова вообще выступает за установление 30 процентной квоты на участие представительниц прекрасной половины человечества во всех эшелонах власти.
А вот на Востоке женщинам о трудовом равенстве пока приходится только мечтать. Даже во вполне “рыночных” Китае и странах Юго-Восточной Азии женщинам безработица грозит куда больше, чем представителям сильного пола. Впрочем, это еще цветочки. В Азии 60 миллионов девочек числятся пропавшими без вести, но эксперты ООН утверждают, что они были убиты родителями, не пожелавшими иметь дочерей, так как рождение девочек в ряде стран считается божией карой.
Но и там, где такие истории любой посчитает дикостью, женщинам нередко приходится довольствоваться малым. В “цивилизованной” Канаде на каждый полученный мужчиной доллар приходятся 72 скромных цента, заработанных женщиной. Но и это может быть связано не с достатком равноправия, а с его избытком. Потому что частенько, когда женщина становится товарищем, ей могут “по-товарищески” указать дверь.
По-прежнему большинство женщин работают и тех сферах, которые традиционно считаются женскими. Они и медсестры, и продавцы, и секретарши, и воспитательницы детских садов. Достаточно неожиданный прогресс в борьбе за равные условия труда зафиксирован в Дании. Здесь комиссия по налоговым спорам фактически приравняла в правах девиц с желтым билетом и ремесленника, купившего новый станок. Жрицы любви в Дании отныне получат право списать с налогов стоимость операции по увеличению размеров груди. Эксперты посчитали, что грудь является рабочим инструментом, а расходы по уходу за таковыми по датским законам списываются с налогов.
Ответная реакция на победный марш эмансипации по Европе не заставила ждать. В Финляндии пресса уже во всеуслышание говорит о недостаточной социальной защищенности сильного пола. Мужчины по статистике чаще оказываются вне общества, умирают не по естественным причинам, теряют связь с детьми после развода. Как видим, снова во многом виновата демография.
Почему же особую озабоченность экспертов ООН вызнало недостаточное присутствие женщин именно в верхних эшелонах бизнеса и власти? Очевидно, не в последнюю очередь дело в том, что, получая образование, представительницы слабого пола, как правило, ни в чем не уступают полу сильному. А вот через несколько лет, когда дело доходит до справедливой оценки первых трудовых успехов, все меняется. В дело снова вмешивается демография. Женщинам приходит время рожать, а их начальники не очень спешат чем-то поддержать прекрасную половину коллектива.
Такая дискриминация по половому признаку накапливается во многих фирмах уже годами и десятилетиями, а в результате профессиональный уровень руководящих кадров отнюдь не повышается. Скорее, наоборот. Негативный эффект от этого, по мнению социологов, уже сказывается, но количественной оценке он вряд ли поддается.
Последние несколько десятилетий в истории человечества прошли под знаком небывалого доселе интереса к проблемам женщин. Особенно этот интерес заметен на Западе, и это вполне понятно: именно европейские страны можно назвать “колыбелью” феминизма, и именно это движение стало своего рода “катализатором” рефлексии общества по поводу социальной роли женщины.
В самом деле, “декларации независимости”, которые то и дело приходится слышать из уст представительниц слабого пола, заставляют задуматься не только отдельно взятых мужчин – мужей, друзей, отцов, – но и целые “мужские сообщества”: правительства, международные организации, церковь. Речь идет не столько о лирической задумчивости, сколько о понятной обеспокоенности действительным изменением роли женщины в современном мире, которое требует какой-то реакции, осмысления.
Женщины, покинув веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе как о самостоятельной силе современной цивилизации. С этим трудно спорить, потому что их профессиональные качества во многих случаях не уступают, а чем то и превосходят профессиональные качества мужчин – в частности, в интеллектуальной области.
Считается, что политика – арена мужчин. Но иногда сюда вторгаются женщины волевые и умные. Старомодный удел женщины, очерченный тремя К (Кinder, Кueche, Kirche – дети, кухня, церковь), понемногу уходит в прошлое. Голда Меир, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер – ограничимся этими именами. Раиса Горбачева или Хиллари Клинтон были известны как “сильные жены”. В свое время о супружеской паре Клинтонов ходил такой анекдот. “Подъезжают Хиллари и Билл к бензозаправке и встречают там одноклассника Хиллари. Клинтон говорит жене: “Ты могла бы быть женой заправщика”. Она отвечает: “Нет, это он мог бы стать президентом”.

Читайте также:  Методика самооценки личности

Женщина в современном обществе – положение, статус, проблемы

Актуальность исследования. Женщина на протяжении долгих столетий была хранительницей домашнего очага, в то время как всё, что имело отношение к внешнему миру, брал на себя мужчина. Это, естественно, давало ему право считать женщину намного ниже себя по статусу. Но в наше время технологического прогресса, научных открытий и феминизма ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.

Роль женщины в современном обществе уже не ограничивается выполнением обязанностей по дому, уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция считается устаревшей, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений, которые чуть ли не добровольно отдают себя в рабство мужчине. На самом деле такой подход ошибочен в конкретных ситуациях, когда представительница слабого пола видит свое призвание в сохранении семейных ценностей и не стремится отделять свои собственные достижения от успехов супруга. Ведь воплощение личных амбиций, карьерный рост и статус независимости хотя бы в финансовом плане прельщают далеко не всех и по сей день. Многие женщины не выделяют данные критерии самоцелью, предпочитая всецело служить семье. Но тут выступает другая крайность, поскольку положение женщины в современном обществе сегодня рассматривается не только в качестве домохозяйки, верной жены и хорошей матери. Часто получается, что родные и близкие девушек, а в первую очередь их родители, еще с подросткового возраста внушают им, что в жизни главное – не крепкая семья, а устойчивый социальный статус. Следовательно, прежде чем посвящать себя браку, нужно прочно стоять на ногах и быть независимой в финансовом плане. Доводами в данном вопросе выступают предостережения, что если вдруг супруг покинет семью, если дети останутся без отца, если случится еще что-то страшное, женщина должна быть к этому готова. На самом деле положение женщины в современном обществе предполагает подобные опасения, ведь сегодня развод не считается чем-то предосудительным или катастрофическим. Так что вероятность разрушения брачных уз растет с каждым годом: люди становятся категоричнее и зачастую не желают терпеть даже малейших неудобств в брачном союзе.

Получается, что задача женщины в современном мире – это в первую очередь достижение успехов в работе, карьерный рост, материальная независимость и лишь потом статус жены и матери. Таким образом, происходит так называемая переоценка ценностей, что в свою очередь приводит к переосмыслению значения семьи и супружеских отношений в жизни слабого пола.

В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за последние десятилетия претерпевает радикальные изменения, естественно, меняются также статусы представительниц слабого пола. Так, психологи-современники склонны рассматривать следующие основные категории женщин: лидеры, карьеристки, домохозяйки, обладательницы свободных профессий. Женщины-лидеры по чертам характера во многом напоминают мужчин: они целеустремленные, уверены в собственных силах и всего добиваются самостоятельно, не надеясь на чью-либо помощь. Самореализация – это главная цель карьеристок, которые на первое место всегда ставят работу и достижение успехов в карьере. Только после таких результатов они могут себе позволить размышлять о создании семьи и планировании детей. Статус женщины в современном обществе, которая выбрала роль домохозяйки, как правило, рассматривается сегодня не с лучшей стороны.

Изучение роли женщины в обществе необходимо будущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкого спектра социальных проблем как в общем, так и на индивидуальном, частном уровне. Полученные знания будут способствовать формированию не только профессиональных, но и нравственных качеств студентов.

Многие исследователи отмечают, что мужчина становится мужественным, а женщина — женственной в процессе усвоения ими соответствующих ролей, принятых в данном обществе. Однако было бы нелепым полагать, что роль — это исключительно социальный норматив, внедренный в сознание индивида. Во многом она определяется и неосознаваемыми мотивами поведения, различными у мужчин и женщин.

В научный оборот термин «роль» ввели в 1920–1930-е гг. Дж. Мид и Р. Линтон. Дж. Мид при изложении своих концепций применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Фактически понятие роли было взято из сферы театра, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения.

Статус, по мнению Р. Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие «роль» используется учёным для описания всего разнообразия культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемые обществом для каждого, имеющего определенный статус. В связи с тем, что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, т. е. тем, что индивид должен сделать для оправдания занимаемого им статуса [1].

Социальная роль представляет собой функцию разноуровневых явлений объективного и субъективного порядка, которые находят отражение в ролевом поведении личности [1].

Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли.

Значительный вклад в определение роли места женщины в обществе внес А. Бебель. В своей книге «Женщина и социализм» он дал глубокий анализ путей социального освобождения женщин, необходимости ей заниматься творческой деятельностью.

В современном обществе, постоянно претерпевающем изменения в сфере социума и культуры, «женский вопрос» чрезвычайно актуализировался: положение женщины все более зависит от ситуации в обществе, от того, как быстро и успешно идет социально-культурная реформа и реформа правовых аспектов жизни, развитие светских начал внутри института семьи.

Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с «изнанкой» общества, а не с «лицевой» его стороной. Сохраняется дискриминация женщин в латентной форме, следствием которой выступают устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин [2].

Современные тенденции социально-культурного развития общества, характеризующиеся глобальностью и социальной насыщенностью, динамичностью и самое главное – формированием нового, отвечающего запросам общества статуса женщины, предоставили возможность иначе оценить её роль в обществе. Семья – институт чрезвычайно консервативный, изменений в нем происходит сравнительно мало. Главным изменением, которое произошло в российской семье за последнее время, по словам О. Здравомысловой, является позиция женщины. Ее все возрастающую общественную и профессиональную активность называют иногда «тихой революцией XXI века» [4].

В современной России наметилась и бурно развивается новая для нее тенденция — женская эмансипация. Интересно, что женщины, имеющие традиционную семью, оказываются более успешными в бизнесе, чем одинокие.

Новые типы женщин значительно изменили социально-демографическую структуру общества. Появление их доказало, что за прошедшие годы традиционные представления россиян о счастье и процветании для молодой женщины радикально изменились.

Велика роль женщины и в науке. Поскольку мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, их научные открытия отражают разное восприятие действительности, и необходимо учитывать эти особые женские качества.

В настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также как и мужчина, ставит на первое место карьеру и лишь потом семью. Второе на что стоит обратить внимание, затрагивая роль женщины в социуме — это то, что женщина стремится к финансовой независимости.

Читайте также:  Интеллектуальная лабильность

Согласно данным, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения по проблеме «Социальная роль женщины в современном обществе», большая часть опрошенных респондентов полагают, что права мужчин и женщин равны, и каждый из них должен обладать правом на свободу выбора и деятельности, а также распределение семейных обязанностей (63% опрошенных респондентов). Между тем, 33% респондентов отмечают, что возрастает уровень дискриминации прав женщин в профессиональной сфере. 46% опрошенных полагают, что в сфере власти недостаточное количество женщин, это выступает причиной дискриминации статуса и социальной позиции женщины. 61,5% респондентов склонны доверять и искать поддержки в лице специалиста-мужчины, нежели женщины, что объясняется наличием более высокого уровня управленческих и профессиональных качеств у мужчин, нежели женщин-специалистов. Тем не менее, 70,2% опрошенных утверждают, что лучшая реализация для женщины – следовать своему естественному предназначению, рожать и воспитывать детей, хранить семейный очаг [7].

Особо стоит отметить, что сегодня женщина не может позволить себе ограничиться лишь одной социальной ролью, будь то мама или бизнес-леди. Наиболее приемлемо сочетание ряда статусных позиций, ролей как на уровне института семьи, отношений внутри семьи, так и внутри общества как макроинститута. Современная женщина стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны.

Радикальные социокультурные трансформации в институте семьи, в первую очередь, повлияли на такие демографические показатели, как состояние брака и семейных отношений, на сферу отношений между супругами, распределение и достижение статусно-ролевых позиций.

За последние 3 года наиболее распространенными гендерными стереотипами выступают:

«женщина более адаптирована к умственному и физическому труду, нежели мужчина» (63,2%);

«самореализация и личностный рост современной женщины полностью зависимы от ее продвижения по карьерной лестнице» (50,4%);

«социальная роль современной женщины в большей степени сводится к профессиональной самореализации, нежели к семейным ролевым позициям» (30,8%);

«в ценностной иерархии современной женщины доминирует карьерный рост и материальная стабильность» (10,5%);

«современная женщина вступает в брак по достижении 25-30 – летнего возраста» (48,1%);

«современная женщина ценит свободу прав и обязанностей» (10%);

«у современных женщин чаще от 1 до 2 детей, за редким исключением – детей нет» (52%) [6].

Социокультурные изменения статусно-ролевых позиций женщины, так или иначе, затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия. Несмотря на это, традиционные статусно-ролевые позиции женщины остаются доминирующими, создающими атмосферу благоприятного развития и самореализации личности женщины в поле современной социальной действительности.

Для проведения эмпирического исследования нами были выбраны следующие методики:

  1. тест «Кто я?», состоящий из двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т.В. Румянцевой);
  2. опросник С. Бем по изучению маскулинности и фемининности [5, 3].Социальные роли были распределены следующим образом:

Результаты исследования по методике «Кто я?» показали, что ответы студенток совершенно разные, и это говорит о том, что каждая из них выбирает, или уже выбрала свою индивидуальную жизненную позицию. Среди ответов студенток ярко проявлены социальные роли и индивидуализированные характеристики.

1) гендерные роли, включающие семейный статус личности:

Женщина в современном обществе — положение, статус, проблемы

Женщина в современном обществе

На протяжении долгих столетий основным назначением прекрасной половины человечества являлось продолжение рода. Женщина выступала исключительно хранительницей домашнего очага, тогда как все виды соприкосновения с внешним миром брал на себя мужчина. Это, естественно, давало ему право считать женщину намного ниже себя по статусу, следовательно, и относиться к ней соответственно. Но в наше время технологического прогресса, научных открытий и феминизма ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.

Положение женщины в современном обществе

Как уже говорилось, на сегодняшний день роль женщины в современном обществе уже не ограничивается выполнением обязанностей по дому, уходом за детьми, их воспитанием и служением законному супругу. Теперь такая позиция считается устаревшей, и женщины, все еще выбирающие ее, воспринимаются как сторонницы консервативных убеждений, которые чуть ли не добровольно отдают себя в рабство мужчине.

На самом деле такой подход ошибочен в конкретных ситуациях, когда представительница слабого пола видит свое призвание в сохранении семейных ценностей и не стремится отделять свои собственные достижения от успехов супруга. Ведь воплощение личных амбиций, карьерный рост и статус независимости хотя бы в финансовом плане прельщают далеко не всех и по сей день. Многие женщины не делают данные критерии самоцелью, предпочитая всецело служить семье.

Но тут выступает другая крайность, поскольку положение женщины в современном обществе сегодня рассматривается не только в качестве домохозяйки, верной жены и хорошей матери. Часто получается, что родные и близкие девушки, а в первую очередь ее родители, еще с подросткового возраста внушают ей, что в жизни главное – не крепкая семья, а устойчивый социальный статус. Следовательно, прежде чем посвящать себя браку, нужно прочно стоять на ногах и быть независимой в финансовом плане. Дом, муж, дети – все это успеется, а карьеру необходимо сделать как можно раньше.

Доводами в данном вопросе выступают предостережения, что если вдруг супруг покинет семью, если дети останутся без отца, если случится еще что-то страшное, женщина должна быть к этому готова. На самом деле положение женщины в современном обществе предполагает подобные опасения, ведь сегодня развод не считается чем-то предосудительным или катастрофическим. Так что вероятность разрушения брачных уз растет с каждым годом: люди становятся категоричнее и зачастую не желают терпеть даже малейших неудобств в брачном союзе.

Получается, что задача женщины в современном мире – это в первую очередь достижение успехов в работе, карьерный рост, материальная независимость и лишь потом статус жены и матери. Таким образом, происходит так называемая переоценка ценностей, что в свою очередь приводит к переосмыслению значения семьи и супружеских отношений в жизни слабого пола.

Статус женщины в современном обществе

В связи с тем, что социальная роль женщины в современном обществе за последние десятилетия претерпевает радикальные изменения, естественно, меняются также статусы представительниц слабого пола в нынешней действительности. Так, психологи на сегодняшний день склонны рассматривать следующие основные категории женщин:

  • Лидеры;
  • Карьеристки;
  • Домохозяйки;
  • Обладательницы свободных профессий.

Женщины-лидеры по чертам характера во многом напоминают мужчин: они целеустремленные, уверены в собственных силах и всего добиваются самостоятельно, не надеясь на чью-либо помощь.

Самореализация – это главная цель карьеристок, которые на первое место всегда ставят работу и достижение успехов в карьере. Только после таких результатов они могут себе позволить размышлять о создании семьи и планировании детей.

Статус женщины в современном обществе, которая выбрала роль домохозяйки, как правило, рассматривается сегодня не с лучшей стороны. Конечно, в отдельных случаях женщина вполне счастлива выступать лишь хранительницей очага и верной подругой своего мужа. Но зачастую этот выбор обусловлен такими свойствами характера супруга, как эгоизм, собственничество, ревность и т. п.

Что касается свободных профессий, то артистки, художницы, журналистки и поэтессы чаще всего просто слишком увлечены своей работой. Их не следует путать с карьеристками, поскольку для них важен не карьерный рост, а сама возможность заниматься любимым делом. Оно для них нередко стоит на первом месте, тогда как семья отходит на второй план.

Проблемы женщин в современном обществе

Изменения статуса и роли представительниц прекрасной половины человечества неизбежно ведут к ряду проблем женщин в современном обществе. Пожалуй, самой главной из них выступает изменение роли мужчины на этом фоне. То есть можно сказать, что большинство женщин, рассуждающих о равенстве полов, плохо представляет его последствия. Ведь с одной стороны, они хотят обладать равными правами с мужским населением, а с другой, в конкретных вопросах, оставаться слабым полом.

Но если мы говорим о подлинном равноправии, то женщины должны быть готовы к тому, что мужчина – не защитник, добытчик и вообще ответственный за все в семье. Тут проблемой женщины в современном обществе выступает развитие слабости мужчины, который находится рядом. Он перестает быть для женщины опорой и поддержкой, и его роль начинает напоминать функцию близкой подруги в ее жизни.

Кроме того, женщинам-карьеристкам приходится существовать в довольно суровых условиях выживания в рабочей сфере. Но они выбирают такой статус сами, поэтому постепенно смиряются с тем, что конкурируют с мужчинами на равных. Здесь появляется еще одна проблема женщины в современном обществе – потеря такого важного качества, как женственность. Это чревато как проблемами в личной жизни, так и чисто психологическим дискомфортом. Ведь женщина, которая не обладает истинно женскими качествами, не может стать полноценной супругой для мужа и матерью для будущих детей.

Научная работа: Положение женщин в современном обществе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

На тему: Положение женщин в современном обществе

Разработал: студент гр. ТГВ-32*

Проверил: Лепетухин Н.В.

Состояние научной разработанности проблемы исследования…………………………… 3

Роль женщины и мужчины в социализации и воспитании детей…………………………… 4

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА……………………………………………..7

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..16

Актуальность темы исследования.

За последние десятилетия в России произошли серьезные трансформации состояния общества и сознания, которые привели к изменению как объективных характеристик жизни (например, репродуктивного возраста, положения женщин на рынке труда и т.п.), так и отражения социальной действительности в индивидуальном сознании. Существенной характеристикой современного российского общества является видоизменение прежних социальных представлений и стереотипов, что представляет собой конкретную форму «слома социального консенсуса», с одновременным порождением новых стереотипов и мифов, связанных с изменившимися реалиями жизни.

В условиях социальных и экономических трансформаций одной из важнейших задач психологии становится исследование фундаментальных аспектов психической регуляции человеческого поведения. При этом особый интерес представляют такие важнейшие области человеческой жизнедеятельности как экономическая сфера и семья.

Несомненный кризис традиционного института семьи, существенные изменения в трудовой сфере, появление новых, пока не изученных, представлений и образов, оказывающих существенное влияние на сложившуюся ситуацию, делают необходимым условием для разработки и осуществления продуктивной социальной политики в сфере семьи и труда, осмысление современных представлений о взаимоотношениях работы и семьи. В частности, является актуальным изучение тенденций и результатов трансформации социальных представлений о значении работы и семьи в жизни женщины.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

В настоящее время проблема сочетания работы и семьи в жизни современной женщины изучается как в социальной психологии, так и в смежных областях, в частности, в возрастной и педагогической психологии, психологии семьи и индустриальной психологии. В социальной психологии данная тема в основном изучается в рамках ролевого и гендерного подходов, где подобное сочетание рассматривается преимущественно как конфликтное.

В то же время из анализа литературы следует недостаточная изученность этой проблемы с точки зрения психологии социального познания, в частности – теории социальных представлений. Известно, что субъектом, носителем этих представлений являются не отдельные индивиды, а большие социальные группы. Подход к проблеме с точки зрения теории социальных представлений позволяет изучить характеристики больших социальных групп, выявить общее и установить различия между ними.

Спецификой подхода теории социальных представлений к проблеме работы и семьи в жизни женщины являются:

  • отказ от рассмотрения «объективной фактичности» социального бытия, а точнее вынесение данной темы «за скобки» дисциплинарного анализа. Семья и работа рассматриваются как социальные объекты, особенности, отражения которых культурно заданы в индивидуальной психике;
  • изучение не индивидуально-психологической, а социальной реальности, которая конструируется в микро – и макросоциальном взаимодействиях. Представления рассматриваются как атрибут социальной группы, а индивиды выступают в качестве носителей социальных представлений.

В данной связи была сформулирована проблема исследования, которая состоит в недостаточной изученности социальных представлений о работе и семье в жизни современных женщин.

Роль женщины и мужчины в социализации и воспитании детей

Воспитание является важнейшей функцией семьи. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка, во-первых, путем непосредственного целенаправленного воздействия на него взрослых членов семьи, прежде всего матери и отца, и, во-вторых, всем строем, образом жизни, который определяется не только и не столько уровнем благосостояния семьи, сколько ее социальными ориентациями, структурой материальных и духовных потребностей, способами и формами их удовлетворения.

Содержание и формы воздействия родителей на личность ребенка во многом зависят от того, насколько их моральные установки соответствуют политическим, нравственным, эстетическим установкам общества, насколько органично семейные интересы сочетаются с общественными. Характер этого воздействия во многом зависит и от педагогической подготовленности родителей, знания ими психологических особенностей развития ребенка, умения соразмерять семейное воздействие с общественным, с влиянием школы, средств массовой информации и т. д.

Воспитательный эффект семейного воздействия значительно возрастает, если ребенок активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Особенно это важно для процесса воспитания подростка. Характер и степень участия женщины в общественной жизни служит основой оптимального осуществления ее организаторских и воспитательных функций в семье. Как справедливо отмечал А. С. Макаренко, «настоящей матерью, воспитывающей, дающей пример, вызывающей любовь, восхищение, желание подражать, будет только та мать, которая сама живет настоящей полной человеческой, гражданской жизнью» [5,с.31]. Общее образование, которое получает женщина, помогает принимать правильные педагогические решения, преодолевать многие трудности в процессе воспитания детей и подростков. Дело не только в том, что образованная, культурная женщина глубже проникает в психологический мир своего ребенка, разбирается в особенностях его характера и поступков, но и в том, что высокий уровень духовных потребностей и запросов родителей определяет семейную атмосферу, влияние которой особенно велико в период становления личности.

Атмосфера духовной, интеллектуальной жизни семьи незаменима для правильного формирования личности ребенка. Содержание бесед, характер проведения свободного времени, выбор книг для чтения и обсуждения, умение ответить на самые разнообразные запросы ребенка – все это предопределяет высокий престиж матери в семье, повышает ее воспитательный потенциал. К детям переходит ее увлеченность профессией, ее многообразные интересы, общественная активность. Становление семейной кооперации, справедливое распределение всех домашних обязанностей укрепляют отношения в семье. Однако данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что как по времени, так и по формам участия в воспитании детей мужчина часто уступает женщине, что отрицательно сказывается и на отношениях между супругами, и на отношениях между родителями и детьми. Юноши и девушки в большей мере считаются с советами и требованиями матери, больше общаются и дружат с нею, и поэтому степень ее влияния на них выше.

Возросший авторитет матери – отражение активной деятельности женщин как в общественной, так и в семейно-бытовой сферах. Женщина широко пользуется предоставленными ей обществом условиями и для обогащения своей личности, и для наполнения новым содержанием семейного общения. Это не умаляет значения отцовского авторитета и его роли в воспитании детей. Отцовское влияние не может быть подменено материнским или влиянием детских учреждений. Наибольший эффект, как показали многочисленные исследования, дает сочетание воспитательных усилий матери и отца, общественных и семейных форм воспитания.

Это хорошо сознают в семьях, где последовательно осуществляется кооперация домашнего труда, полнее взаимопонимание между супругами. Такая кооперация встречается чаще в молодых семьях с достаточно высоким уровнем образования супругов. В современных условиях процесс воспитания в семье значительно усложнился. Научно-техническая революция повлекла за собой существенные изменения в быту, в общении, организации досуга семьи. Урбанизация, миграционные процессы, совершенствование средств передвижения, увеличение объема культурной информации, получаемой с помощью радио, телевидения, кино, раздвинули домашний мир семьи, расширили ее связи, дали возможность почувствовать свою сопричастность событиям, происходящим далеко за пределами семьи, расширили кругозор и старшего, и младшего поколения. Но эти же причины привели и к ослаблению социального контроля со стороны непосредственного окружения детей (семьи, соседей, родственников, знакомых) [5,c.33].

Далеко не однозначное влияние на семейное воспитание и осуществление женщиной воспитательных функций оказывает тенденция к сокращению числа детей в семье.

С одной стороны, при небольшом количестве детей в семье родители, казалось бы, могут уделять их воспитанию больше внимания, обеспечить им лучшие условия, дать больше и материальных, и духовных благ, но, с другой стороны, многовековая практика, последние данные педагогики и психологии свидетельствуют о том, что воспитание в семье одного ребенка-процесс очень сложный и противоречивый. Ребенок постоянно чувствует себя центром внимания старших членов семьи, объектом их любви и восхищения, что часто ведет к эгоцентризму, завышенной самооценке, иждивенческим настроениям. Единственный ребенок лишен возможности вступать в относительно равные отношения с другими детьми, заботиться о младших, чувствовать ответственность за них. На плечи матери при этом ложится дополнительная нагрузка – восполнить дефицит такого общения усиленными контактами с ребенком. Но даже в этом случае формирование таких черт характера, как коллективизм, самостоятельность, ответственность за порученное дело, ограничено спецификой отношений «мать – ребенок».

Для воспитания детей в семье огромное значение имеет пример родителей и близких, общение с ними. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь,- обращался А. С. Макаренко к родителям,- Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» [5,с.34].

Иначе говоря, на формирование личности ребенка в семье особое влияние оказывает система ценностных ориентации и норм поведения родителей. В семье именно укрепившаяся связь семьи и общества оказывает главное воздействие на сознание и характер детей, на их образ жизни и поведение.

Сплоченная семья с высоким уровнем социального взаимодействия формирует у подростка и способность легко включаться в жизнь школьного коллектива, устанавливать дружеские контакты со сверстниками. У таких детей развито чувство собственного достоинства, коллективизма, умение постоять за себя и отстоять интересы товарищей.

Прямая связь обнаруживается между системой социальных ценностей родителей и уровнем познавательных потребностей ребенка, так как родители, ориентированные на высокие, социально значимые цели и нравственные идеалы, уделяют ребенку гораздо больше внимания, чем родители, для которых на первом месте стоят потребительские интересы. Дети, растущие в семьях с высокими общественными идеалами, обычно стремятся к реальным достижениям в учебе и труде, а не к формальным символам успеха. В семьях же с низким уровнем социального и эмоционального воздействия, особенно в так называемых «неблагополучных», «проблемных» семьях, больше оснований для формирования нравственно ущербной личности. Возможность негативного влияния на такого ребенка особенно возрастает в переходный для него период, период полового созревания. Переходный возраст сам по себе часто порождает различные эксцессы в связи с тем, что подросток не в состоянии самостоятельно решить многие сложные нравственные проблемы. Но положение еще больше осложняется, когда родители своим примером или советом не могут подсказать ему правильное решение [4,c.7].

Наиболее эффективно домашнее воспитание детей в таких семьях, которые ориентированы на содержательный профессиональный труд, активную общественную деятельность, на гармоническое сочетание семейных и общественных форм культурно-бытового обслуживания и досуга, на такое распределение обязанностей в семье, при котором главной целью становится формирование и развитие личности всех ее членов. Именно в таких семьях осуществляется подлинное равенство, рациональное разделение и кооперация труда, что непосредственно отражается на характере и содержании семейно-бытовых ролей и функций женщины, и особенно функции воспитания детей, которую следует рассматривать как важнейший критерий прогресса семьи и общества.

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

ЦЕЛЬ: Изучение общественного мнения о положении женщин в современном обществе.

В условиях экономического кризиса, падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины вынуждены работать, и работа является важной жизненной ценностью наряду с традиционной для них ценностью – семьей (впрочем как и для мужчин, что подтвердили результаты опроса). Респондентам был задан вопрос: «Что для вас важнее всего: работа и карьера, семья, работа и семья одновременно?».

В ходе социологического исследования было опрошено 20 респондентов.

Социальный статус женщин их положение в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными и правовыми издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности женщин.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.История развития социально статуса женщины в России……………….…..4
2. Положение женщины в современном обществе РФ…………………………7
3. Особенности социального статуса женщин в РФ……………………………9
4.Правовая поддержка женщин в России………………………………………11
5.Социальное обеспечение прав трудящихся женщин………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………….…………………………………………. 24

Файлы: 1 файл

социально-правовая защита прав и интересов женщин.docx

Название: Положение женщин в современном обществе
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: научная работа Добавлен 01:42:01 11 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 904 Комментариев: 13 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Введение………………………………………………………… …………….…..3

1.История развития социально статуса женщины в России……………….…..4

2. Положение женщины в современном обществе РФ…………………………7

3. Особенности социального статуса женщин в РФ……………………………9

4.Правовая поддержка женщин в России……………………………………… 11

5.Социальное обеспечение прав трудящихся женщин………………………..18

Адаптация женщин к новым условиям связана с большими социальными и правовыми издержками; налицо их неравные стартовые возможности. Существование в массовом сознании патриархатных взглядов резко отрицательно сказывается на стимулировании активной деятельности женщин.

Существующие национальные механизмы пока не способны обеспечить равные шансы для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Гендерная асимметрия обусловлена отчасти негативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни.

Несмотря на масштабные демократические изменения, произошедшие в XX в. в России и существенно изменившие как положение женщин, так и отношение к ним со стороны общества, главная проблема женщин – сочетание семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей.

Определение места и роли женщины в обществе является одним из наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность и эффективность социально- правовой поддержки женщин.

    1. История развития социально статуса женщины в России

Характеристики правового статуса женщин в XVII – XVIII вв., основывается, в первую очередь, на рассмотрении их имущественного положения.

В эпоху складывавшейся сословно-представительной монархии с XVI века законодательная власть начала стремиться урегулировать соотношение закона как государственной нормы в наследовании и завещания как волеизъявления наследования. Именно с XVI века законодательная мысль начала определять статус понятия родового владения (вотчин) и развивавшегося поместного (как владения условного), особенности наследования, статус вотчинного владения в зависимости от его происхождения. В зависимости от этого на протяжении XVII – XVIII вв. модифицировались имущественные и наследственные права членов семьи в отношении разных по статусу феодальных владений; наконец, обращалось внимание на наследственные права живущих отдельно родственников бокового родства и в отношении имущества той или иной малой семьи. В процессе развития вотчинного и поместного землевладения как форм феодальной собственности писаное право все более приобретало четко выраженный сословный характер.

В процессе кодификации семейно- имущественного и завещательного права по Соборному уложению 1649 года определялось безусловное наследственное владение вотчинами не только сыновьями владельца, но и при их отсутствии дочерьми и их детьми; при отсутствии детей вотчина переходила представителям рода по их нисходящей линиям. Поместья как условные владения за воинскую службу с 1551 года постепенно закреплялись за семьей в собственность, наследуемую по мужской линии.[2,22]

В связи с необходимостью обеспечить существование матерей, жен и детей погибших служилых людей вдовы-матери и жены пожизненно получали часть поместий в прожиток. Однако поместья еще не рассматривались в отличие от вотчин семейной собственностью, тем не менее, само понятие прожиток становилось существенным звеном в закреплении прав семьи на поместье, так как прожиток начал выступать одной из форм наследования. Прожиток способствовал развитию личных прав на недвижимость членов семьи женского пола.

Еще в первой половине XVII века законодательно было утверждено личное право на недвижимость в семье за женщинами, по которому вдова и девицы распоряжались прожитком, в частности в качестве приданого. Тогда же происходило и иное расширение других прав членов семей феодалов на недвижимое имущество: по Соборному уложению жены и дети получали право совладения с мужьями и отцами, купленными землями; за женами утверждалось право владения вотчинами, полученными от родственников по наследству и в виде дара; они же получили полное право распоряжения своим приданым.

Таким образом, на протяжении XVII века значительных изменений в жизни русской женщины не произошло. Это касается как повседневности, так и отношений собственности и брака. Всех сферах деятельности по-прежнему продолжали действовать законодательство прежних лет.

Что же касается следующего столетия, то здесь изменения связаны с именем Петра I, императора, чьи реформы коренным образом поменяли существующие устои общества.

Рассмотрение нормативных актов, а также материалов поместно-вотчинного землевладения тех лет дает представление, о расширение имущественных прав женщин. Непосредственно это было связано с социальной реформой первой четверти XVIII в., а именно с оформлением высшего сословия (слиянием дворянства и боярства), после чего произошло уравнение двух видов собственности – поместья и вотчины. В результате чего по указу 1714 года женщина высших сословий получала возможность наследования всего недвижимого имущества супруга.[2,25]

Развитие имущественных прав представительниц высших сословий было также связано с изменением законодательных норм, обеспечивающих наследование собственности, которую получала женщина по случаю замужества (приданое), либо в связи со смертью супруга (прожиточное).

Расширение имущественных прав женщин в семье связано с ограничением распорядительных прав мужа на приданое. В течение непродолжительного периода времени поочередно были изданы указы, согласно которым вначале следовал запрет мужьям на совершение сделок от своего имени, затем обязательным стало наличие женской подписи на документе. С 1715 года женщина обретает возможность самостоятельного распоряжения приданым, однако сделки совершались лишь с согласия мужа.

Кроме того, с помощью ограничений условий наследования «прожиточного» обеспечивался социальный контроль над брачной стратегий представительниц элиты. Серьезным препятствием к повторному браку для вдов становились ограничения женщин высших сословий в праве наследования «прожиточного». Риск лишиться материальной поддержки являлся для подавляющего большинства женщин серьезным препятствием к созданию новой семьи.

В отношении семейного имущества супруги-крестьяне находились в совладении, в том числе в отношении приданого. После смерти главы семейства тягло – выполнение государственных и барских повинностей – могло быть переложено на вдову и дочерей умершего. Поэтому и доля вдовьего наследства бывала порой значительной. Но чаще основная часть общесемейного имущества переходила в руки родственников мужского пола, правда не все вдовы мирились с таким решением.

Реальная доля дочерей в наследстве умершего крестьянина зависела от наличия у них братьев: она могла и в десять раз уступать доле мужчин – «природных наследников», а могла быть и равной ей. Имущественные права женщин в крестьянских семьях XVIII века определялись долей труда, вложенного в общее хозяйство, а также обстоятельствами, связанными с уплатой податей помещика или в казну.

Теперь после смерти главы семьи жена могла возглавлять хозяйство. Однако в случаи раздела такой семьи, когда вдова желала жить самостоятельно, она как нетяглый член общины, который не имел возможности вести производящие хозяйство, получала только минимальную часть имущества, необходимого для существования. На тех же условиях обеспечивалось существование одиноких теток, сестер, племянниц, выделившихся из семей в результате их раздела.

Дела о тяжбах за наследство между вдовой и детьми супруга от предыдущего брака свидетельствуют о приоритете прав детей, тогда как интересы женщины могли быть ущемлены.

Гарантией материальной стабильности женщин служила неприкосновенность приданого и отсутствие материальной ответственности по долгам супруга, а также сдача прожиточного выбранному опекуну (в обмен на содержание и покровительство, а для молодых девушек с обязательством устройства последующего замужества). Все это отвечало представлениям современников о благополучии женщины.

При исследовании имущественных прав женщин, необходимо отметить, что законодательство обеспечивало полное наследование имущества супруга для вдовы, имеющей детей. Также было установлено, что вдовы с детьми имели обширные распорядительные права по обмену, сдаче, продаже или завещания имущества. В тоже время исследование материалов судебного делопроизводства показывает, что государство гарантировало обеспечение поддержки для представительниц элиты при неисполнении противоположной стороной условий договора.

Таким образом, на жен и дочерей окончательно распространялось наследование после мужей и отцов недвижимого и движимого имущества; при отсутствии в семье детей «родовое» имущество после смерти супругов переходило по нисходящей линии.

Кроме того, расширение брачной стратегии связано с ослаблением нормативного контроля. Отмена запрета замужества в течение года после смерти супруга при наследовании имущества и разрешение вступать в повторный брак для вдов, не имеющих детей без имущественных потерь, предоставляли женщинам высших сословий более широкие вариативные возможности по устройству жизни.

Для первой четверти XVIII века была характерна положительная тенденция в процессе развития имущественных прав женщин.

Обычай, согласно которому выделившиеся из семьи сыновья порывали имущественные отношения с близкими родственниками, приводя к тому, что в русской деревне наследственное право не подчинялось строго близкородственному началу и зависело в первую очередь от воли наследодателя.

В результате на протяжение первой половины XIX века судьба имущества, находившегося вне общин и представлявшего порой немалую ценность, определялась не по обычному праву, а постановлениями государственных судебных органов.

Таким образом, в первой половине XIX века, несмотря на модернизационные процессы, происходившие в российском обществе, положение женщины в нем все еще продолжало находиться носить ограниченный характер. Об этом свидетельствуют следующие факты: владельцами имущества семьи продолжали оставаться мужчины и именно они решали вопросы его раздела и продажи, так как женщина являлась нетяглым членом семьи; по-прежнему сохранялась решающая роль родителей при заключении брака своих детей, с мнением невесты не всегда считались, основываясь лишь на материальной заинтересованности, бракоразводный процесс усложнился и стал еще затруднительнее.

2. Положение женщины в современном обществе РФ

Вторая половина XX века исследователями характеризуется как «женская революция». На Западе и в США были закреплены права женщин на труд и оплату своего труда, образование. Растет число женщин, занятых в сфере управления. В ряде стран женщина стала политической силой, с которой приходится считаться. Постоянно растет ее активность. Женщина стала выступать больше как субъект, чем как объект в жизни общества.

В России, к сожалению, тендерные исследования широко не распространены и влияние теории на положение женщин практически очень слабое.

Есть два подхода к изучению проблемы социального статуса женщин. Первый – упрощенный, когда дается анализ на уровне обыденного сознания, и второй – научно-социологический, исследующий крупные социальные общности, отличающиеся определенными характеристиками: спецификой психологии, многоролевыми функциями, относительной целостностью, устойчивостью в структуре общества.

Читайте также:  Как достичь семейного благополучия: основные факторы и условия для взаимопонимания
Ссылка на основную публикацию