Методика самооценки личности

Изучение самооценки учащихся

Цель:

  • Формировать представления учащихся о себе, помогать корректировать самооценку;
  • Предложить методики, с помощью которых можно определить самооценку учащихся разных возрастов;
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.
  • Предварительно можно побеседовать с учащимися по следующим вопросам или предложить их в виде теста-опросника.

    1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят?
    2. Как часто тебя хвалят? Хотелось ли тебе, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь когда тебя хвалят, то почему?)
    3. Нравится ли товарищам общаться с тобой?
    4. Какие роли тебе дают ребята?
    5. Какую роль ты сам себе выбрал?
    6. Как вы думаете: по-разному ли к вам относятся ваши друзья, учителя, родные?
    7. Что такое, по-вашему, самооценка?

    Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общие требования, в требования человека к самому себе.

    Самооценка человека зависит от множества факторов. Психологи, однако, пользуются формулой:

    Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

    Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.

    Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.

    Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

    Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения.

    При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.

    Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

    По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

    Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале – это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем – к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании.

    От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе.

    Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.

    Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

    У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

    Для определения самооценки младших школьников можно использовать методики “Лесенка”, “Какой Я?”.

    Методика “Лесенка”

    Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

    Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

    На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

    Обработка результатов:

    1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

    4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

    8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

    Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

    Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

    Выводы об уровне развития самооценки:

    На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

    Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

    Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

    • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
    • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
    • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

    Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.


    Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

    Методика самооценки личности

    Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей

    Бланк методи ки, содержащий инструкции, задания, а также место для записи результатов и заключения психолога представлен на рис. 1.

    Рис.1. Методика Дембо-Рубинштейна: бланк для подростков

    Инструкция

    Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Условно эту оценку можно изобразить в виде вертикальной линии, нижняя точка которой указывает на самую низкую оценку, а верхняя – на самую высокую.

    Здесь нарисовано 7 таких линий и написано, что каждая из них означает.

    Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

    После этого представьте, каким должно было бы быть это качество, сторона личности, чтобы вы были удовлетворены собой, чувствовали гордость за себя. Отметьте это на каждой линии знаком (х).

    Задание

    7 вертикальных линий, размером 100 мм, представляющих собой биполярные шкалы. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина — точкой.

    Каждая линия имеет название сверху и снизу:
    0 здоровый — больной;
    1 хороший характер — плохой характер;
    2 умный — глупый;
    3 способный — неспособный;
    4 авторитетен у сверстников — презирается сверстниками;
    5 красивый — некрасивый;
    6 уверенный в себе — не уверенный в себе.

    Порядок проведения

    Методика может проводиться фронтально – с целым классом или группой учащихся – и индивидуально с каждым школьником.
    При фронтальной работе после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащимся предлагается выполнить задание на первой шкале (здоровый — больной). Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-15 мин.

    Обработка результатов

    Обработке подлежат результаты на шкалах 2-7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.
    Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

    1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяются:

    2. Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

    3. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.
    Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, она может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

    4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верх­ней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотрен­ные инструкцией и т. п.

    Оценка и интерпретация результатов (по проведенным экспериментальным данным)

    Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.

    Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже (табл. 1.1, 1.2).

    Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степенью дифференцированности самооценки и уровня притязаний.

    Читайте также:  Как достичь семейного благополучия: основные факторы и условия для взаимопонимания

    Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно Дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой.

    Данные показывают, что школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижению этих целей.

    Показатели самооценки и уровня притязаний

    Параметр

    Количественная характеристика, балл

    Низкий

    Норма

    Очень
    высокий

    Средний

    Высокий

    10-11 лет

    12-14 лет

    15-16 лет

    Показатели расхождения самооценки и уровня притязаний

    Параметр

    Количественная характеристика, балл

    Слабая

    Умеренная

    Сильная

    10-11 лет

    Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

    Степень дифференцированности притязаний

    Степень дифференцированности самооценки

    12-14 лет

    Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

    Степень дифференцированности притязаний

    Степень дифференцированности самооценки

    15-16 лет

    Степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой

    Степень дифференцированности притязаний

    Степень дифференцированности самооценки

    Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой.

    Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой, обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию.

    В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.

    Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания

    Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать их.
    Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я не обязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее, чем на 5 мин.) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций — сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т. п.

    Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, но в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.

    Проведение беседы

    Для более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. При индивидуальном выполнении работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, при фронтальном проведении беседа обычно проводится после обработки результатов.

    При проведении беседы необходимо выполнять следующие требования:

    Оцените себя по каждому из предложенных здесь качеств, сторон личности и черточкой (-) отметьте на каждой линии эту самооценку.

    Формирование самооценки личности

    На данный процесс (и на результат, т.е. самооценку и уровень притязаний) влияют 2 фактора – отношение близких и друзей и осознание собственных действий. Последнее не появляется спонтанно – оно нарабатывается благодаря взаимодействию с другими людьми. Близкие и воспитатели должны учить чадо контролю над своими поступками, согласованию собственных «хочу» с желаниями других.

    Особенностью процесса является то, что в каждом возрастном периоде большую роль играет сопутствующая деятельность. К примеру, младшие школьники значительную часть своего времени уделяют обучению – решающим фактором здесь будут отметки и записи в дневнике.

    Данный процесс включает 4 этапа:

    1. От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
    2. От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
    3. 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
    4. 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.

    Все четыре периода связаны между собой. Каждый из них возникает на фундаменте предыдущего. Более ранние уровни выстраивают более поздние – именно этим объясняется сложный характер их функционирования.

    1. От появления на свет до полутора лет – в психологии его еще называют процессуально-ситуативным. Малыш не видит связи между собственными поступками и характеристиками. Наблюдается тенденция необъективности в оценивании, так как в основе этого лежат внешние результаты деятельности. Последние часто обусловлены не действительными возможностями ребенка, а простой случайностью. Чадо приобретает чувство доверия к миру и позитивное отношение к миру.
    2. От полутора до 3-4 лет – этап именуют качественно-ситуативным. Происходит осознание себя, развивается чувство автономности/ зависимости от реакций взрослого на собственные действия. Устанавливается связь между качеством и поступком.
    3. 4 – 6 лет – научное название – качественно-консервативный. Для этапа типично появление у ребенка понимания о том, каким он станет человеком. В зависимости от ситуации в семье, у девочки/мальчика появляется чувство инициативы или чувство вины – наиболее сильное отрицательное влияние оказывает строгий контроль и предъявление множества требований.
    4. 6 – 14 лет или качественно-динамический период. Самоанализ становится объективным, но при этом обладает динамичностью. Развивается чувство трудолюбия. Опасность представляет неумение или неспособность к выполнению определенных задач – это способствует более низкой оценке себя.

    Уровень самооценки

    Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

    Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

    Как достичь семейного благополучия

    Известно, что любой брачный союз в процессе развития переживает не только счастливые периоды, но и этапы кризисов. Нет семьи, которая бы не сталкивалась с различными проблемами или непониманием в конкретных ситуациях, и это не является исключением из правил: скорее, закономерностью. Просто важно понимать, что для достижения семейного благополучия необходимо бороться с такими кризисами совместными усилиями, как и строить гармоничные отношения в брачном союзе. В данной статье мы рассмотрим основные факторы и условия, способствующие взаимопониманию в супружеской паре и укрепляющие брак.

    • Направленность на супруга;
    • Симпатия и доверие;
    • Общение без конфликтов;
    • Взаимопонимание;
    • Сексуальная удовлетворенность;
    • Материальное благополучие.

    Содержание работы
    • нормальное безконфликтное общение;
    • доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому);
    • понимание друг друга;
    • нормальная интимная жизнь;
    • наличие дома (где можно отдохнуть от сложностей жизни) [5].

    Причины отсутствия взаимопонимания

    Проблема взаимопонимания может присутствовать в отношениях любого типа. Если взаимопонимание исчезает, то отношения разваливаются. Собрать их по крупицам поможет поиск причин происходящего.

    Установление причины утраты взаимопонимания:

    • Эгоизм и зацикленность на собственных интересах.
    • Пренебрежение мнением партнера.
    • Неправильное понимание слов, поступков партнера.
    • Стремление навязать мнение партнеру, необоснованное вступление в споры.
    • Неумение находить компромисс, быть гибким и избегать конфликтов.
    • Неумение слушать и слышать.
    • Большая разница в уровне образования/воспитании/интеллектуального развития, когда найти «общий язык» с годами становится труднее.

    Для легкого пути к согласию есть несколько советов, как достичь взаимопонимания:

    Как создать гармонию в семье

    Выше мы упоминали, из чего состоит гармония в семье и это нужно взять за основу, чтобы создать счастливый брак. Вот только проблема состоит в том, что не все понимают, что именно нужно делать для того, чтобы обрести гармонию в семье. В действительности работа заключается не в физическом проявлении, а в моральных аспектах. Работа над духовным миром супруга является намного тяжелей, чем приготовление еды, уборки дома или же заботы о детях. Вот потому ниже мы предоставим простые советы, которые помогут вам обрести желанную гармонию в семье.

    Следует понимать, что семейная пара состоит из двух обычных людей и у каждого из них есть собственные чувства. Вот из-за этого нужно быть искренним друг с другом и уважать супруга, несмотря на его достижения, а также уровень зарплаты. Искренняя любовь проявляется в том, чтобы дать партнёру необходимые чувства, которые сделают его счастливым. В ответ за свои действия вы получите намного больше, чем ожидаете. Существует несколько важных рекомендаций для создания гармонии семьи:

    • Научитесь быть сдержанной, и это даст неожиданный результат. Нужно понимать, что мышление мужчин кардинально отличается от женского. Мнение каждого партнёра может отличаться, а особенно это касается ведения домашнего быта. Именно это психологи считают главной причиной разводов в молодых семьях. Научитесь не только слушать друг друга, но и слышать;
    • Следующий совет очень прост и он заключается в банальном саморазвитии, которое поможет находить общий язык в кругу семьи. Самообразование необходимо обоим супругам, ведь у них появится много тем, на которые можно дискутировать. Это действительно поможет сблизиться и в конечном результате научиться понимать друг друга с полуслова;
    • Создайте семейную традицию ( о традициях можно узнать в нашей статье ), которая будет заключаться в совместном и обязательно активном времяпрепровождении. Это хороший способ избежать проблем с рутиной, а также с банальной скукой. Активное времяпрепровождение подарит вам не только позитивные эмоции, но и яркие воспоминания. Не зря психологи утверждают, что радостное будущее может быть лишь у тех пар, которые имеют незабываемое и счастливое прошлое;
    • К следующей рекомендации следует отнестись с особой внимательностью, ведь её соблюдают очень редко. Никогда не пытайтесь изменить вашего партнёра. Психологи утверждают, что характер формируется ещё в три года и переделать его в принципе невозможно. Если существуют качества у мужчины, которые вас раздражают и являются причиной ссоры с мужем ( подробней читайте тут ), тогда варианта лишь два. Первый вариант является радикальным и это развод, а вот второй заключается в том, чтобы поменять своё отношение в данной ситуации.
    Читайте также:  Женщина в современном обществе - положение, статус, проблемы


    Следует понимать, что семейная пара состоит из двух обычных людей и у каждого из них есть собственные чувства. Вот из-за этого нужно быть искренним друг с другом и уважать супруга, несмотря на его достижения, а также уровень зарплаты. Искренняя любовь проявляется в том, чтобы дать партнёру необходимые чувства, которые сделают его счастливым. В ответ за свои действия вы получите намного больше, чем ожидаете. Существует несколько важных рекомендаций для создания гармонии семьи:

    Как достичь семейного благополучия: основные факторы и условия для взаимопонимания

    Условия создания устойчивого семейного союза

    Проблема благополучия семьи занимает центральное место в рассмотрении брачных отношений. Главными условиями благополучия семьи в нашем сознании выступают: взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная, высокооплачиваемая работа у супругов. Правда, порядок ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего ставят взаимопонимание между супругами, детей и интересную работу. Женщины отдали первенство взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе. [14]

    В. Мэтьюз и К. Миханович в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

    · Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.

    · Плохо понимают чувства другого.

    · Говорят слова, которые раздражают другого.

    · Часто чувствуют себя нелюбимыми.

    · Не обращают внимания на другого.

    · Чувствуют неудовлетворенность потребность в доверии.

    · Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.

    · Редко делают комплименты друг другу.

    · Вынуждены часто уступать мнению другого.

    · Желают больше любви.

    В основе неудовлетворенности супружескими взаимоотношениями лежат две причины: мифы об идеальном браке и несоответствие этих мифов реалиям жизни. Среди американских супружеских пар широко распространены следующие убеждения:

    · В счастливом браке романтическая любовь длится вечно.

    · Мой партнер должен понять то, что я хочу и что мне нужно, без слов.

    · Хороший секс должен быть спонтанным и вызывать бурю эмоций.

    · Если мой партнер (партнерша) мне подходит, то это мне поможет справиться с моим чувством неполноценности.

    · Мой партнер всегда будет на моей стороне в любом споре или конфликте.

    · Если наша сексуальная жизнь нас не удовлетворяет, это доказывает, что нет сильной любви во взаимоотношениях.

    · В хорошем браке супруги никогда не спорят между собой.

    · Брак значительно улучшит мою жизнь безо всяких затрат, расходов и лишений с моей стороны.

    В результате неправильного мышления, основанного на этих мифах, один из супругов выдвигает категоричные требования к другому. Тревога возникает вследствие следующих мыслей:

    · Он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе,

    · Я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится

    · Он(а) плохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем.

    Рационально – мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается.

    В счастливых браках супруги намеренно вырабатывают такую философию семейных взаимоотношений, которая позволяет им спокойно сосуществовать со своим партнером, ценить его, при этом выражать себя и свои собственные потребности в личностном росте. [15]

    С точки зрения американских психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:

    · нормальное беcконфликтное общение;

    · доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому);

    · понимание друг друга;

    · нормальная интимная жизнь;

    · наличие дома (где можно отдохнуть от сложностей жизни); [14]

    Из этих исследований можно сформулировать определенные условия семейного счастья: стремление к ликвидации возможных противоречий, умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого, высокую культуру общения, постоянный учет взглядов и мнений другого, неустанную демонстрацию любви, подлинное доверие друг к другу, высокую степень взаимопонимания, взаимовосхищение и взаимную же уступчивость.

    Следующим важным компонентом качества брака является его устойчивость. Оценка устойчивости, прочности брака является одной из важнейших характеристик образа жизни семьи. В.А. Сысенко впервые разделяет понятия “устойчивость брака” и “стабильность брака”.

    Устойчивость брака он рассматривает как “устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов [10].

    Целый ряд работ был посвящен проблемам молодой семьи [10], [9]. В них выделены факторы нестабильности молодой городской семьи: кратковременность добрачного знакомства супругов, ранний (до 21 лет) возраст вступления в брак, негативное отношение к супругу, неуспешность брака родителей одного или обоих супругов, добрачная беременность, разные мнения супругов на вопросы быта и досуга и др. [27].

    Факторы семейного благополучия

    Факторы благополучия семьи разделяются по следующим полюсам: внешние-внутренние, объективные-субъективные. [21,22]

    К внешним объективным обычно относят стабильность социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и материальные условия ее жизни.

    К субъективным внешним факторам относят факторы социального контроля: правовые и культурные нормы, национальные и культурные традиции, ожидания и требования значимого окружения.

    Для современной семьи преобладающее значение имеют субъективные внутренние источники стабильности: межличностные чувства членов семьи (любовь, ответственность, долг и уважение).

    Рассмотрим любовь как фактор семейного благополучия.

    Любовь и семейное благополучие

    Тема любви волнует человечество на протяжении всей его истории. Любовь была и злом, и благом; и счастьем и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.

    Исследования ученых показали нетождественность любовной собственно брачной ориентации молодежи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число жизненных первостепенных планов молодежи в 72,9 процента ответов вошло «встретить любимого (ую)» и только в 38,9 процента – «создать семью», юноши и девушки далеко не в каждом партнере видят будущего спутника жизни, было подтверждено и в исследованиях С.И. Голода. Он обнаружил, что в числе возможных мотивов интимных предбрачных отношений «любовная» мотивация явно преобладает над «брачной»: и у мужчин и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпровождение. На третьем у женщин – ориентация на брак, у мужчин – стремление получения удовольствий, а уж затем ориентация на брак. [14]

    Как известно, и любовь может быть без брака, и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течение длительного исторического периода они существовали раздельно. В большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Причин здесь несколько:

    · В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого.

    · Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем о семейных буднях и повседневных семейных делах.

    · Фетишизация любви: в страстном поиски любви мы принимаем за любовь нечто, вовсе ей не соответствующее.

    Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость образует иерархию уровней, на нижнем из которых находится психофизиологическая совместимость темпераментов, согласованность сенсомоторных актов. Следующий уровень образует согласованность функционально-ролевых ожиданий. Высший уровень групповой совместимости включает ценностно-ориентационное единство. Оно есть показатель групповой сплоченности, отражающий уровень или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к каким-либо объектам. Семья является малой группой, и законы совместимости распространяются и на нее.

    Муж и жена могут ожидать очень разного и по – разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для нее самой ситуаций. Система наших брачно-семейных представлений является очень сложной и причины несовпадения возникают очень часто. Можно выделить две основные причины:

    1. Наши представления о браке и семье чем дальше, тем более и более утончаются, насыщаются подробностями, поскольку семья ныне все меньше соответствует сложившейся в веках схеме ролевого функционирования. Рост материального благосостояния позволяет нам искать все более разнообразные модели семейных отношений.

    2. Конфликт представлений молодых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они с завидным постоянством предпочитают обсуждать любые темы, кроме семейных отношений. Во-вторых при очень коротком предбрачном знакомстве выяснить представления друг друга очень проблематично.

    Читайте также:  Фенхель – калорийность, полезные свойства, пищевая ценность, витамины

    Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости могу проявляться в трех сферах семейных отношений.

    Первая сфера – досуг, свободное время супругов. Причина остроты взаимоотношений в этой сфере семейной жизни достаточно ясна: чем больше мы ждем от своего свободного времени, тем меньше совпадают наши представления о том, как следует его проводить.

    Вторая сфера – хозяйственно-экономические отношения в семье. Отжившие стереотипы ведения семейных дел постоянно становятся «яблоком раздора» между супругами.

    Третья сфера – интимные отношения. Тот самый секс, который породил миф о сексуальной гармонии как важнейшем условии счастливого брака.

    Психологи, исследующие законы совместимости, пришли к выводу о том, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов не определяют всецело стабильность и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза. Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными оказываются такие черты, которые определяют способность партнеров воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться. Стоит отметить, что у супругов всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейный представлений, высокой культуры взаимоотношений. [16]

    Факторы семейного благополучия

    Семейные отношения

    Семьей является сообщество людей, которое объединяют брачные узы или кровное родство. У них общий быт, цели, ответственность, моральные нормы и традиции. Семейные отношения представляют собой теплые чувства в отношении родителей и детей, а также других родственников. Они имеют в основе поддержку, помощь и взаимовыручку в трудное время. Очень важно строить семью, зная точно, зачем необходим такой союз.

    Семьей является сообщество людей, которое объединяют брачные узы или кровное родство. У них общий быт, цели, ответственность, моральные нормы и традиции. Семейные отношения представляют собой теплые чувства в отношении родителей и детей, а также других родственников. Они имеют в основе поддержку, помощь и взаимовыручку в трудное время. Очень важно строить семью, зная точно, зачем необходим такой союз.

    Факторы психологического благополучия семьи

    Рубрика: Психология

    Дата публикации: 07.12.2019 2019-12-07

    Статья просмотрена: 606 раз

    Рубрика: Психология

    Любовь и внимание в семье

    Все факторы семейного благополучия неотъемлемо связаны именно с любовью и вниманием, без этого построить успешную и счастливую семью невозможно. Та семья, в которой нет любви и внимания, считается неблагополучной. Но не нужно расстраиваться, так как по статистике таких семей насчитывается во всем мире 80%, и это большая проблема. Все это зависит только от тех, кто создавал данную семью. Сегодня поменялись взгляды на жизнь, мнения, ценности и приоритеты, поэтому семьи чаще всего создаются не по любви, а по выгоде, или в связи с другими причинами.

    Если вы хотите создать благополучную семью, создавайте ее с тем человеком, которого действительно любите. Если вы не можете пока точно понять любите и любят ли вас, то не спешите с созданием семьи. Психологи рекомендуют в такие моменты, не торопиться и пожить вместе хотя бы 2-3 года не в браке. Таким образом, если вы не любили то по истечению 2-3 лет, ваша пара разойдется, что безопаснее, если бы у вас была семья и дети.

    Даже желая объединиться и ощущая себя одним целым с любимым человеком, мы все равно остаемся разными. Стремление жестко переделать другого под себя или полностью перестроиться под него самому, рано или поздно приводит к разрыву отношений. Важно помнить, что муж (жена) не набор полезных для нас функций, а сформировавшийся человек со своими взглядами и желаниями.

    Предварительный просмотр:

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:

    Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

    Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

    Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

    Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

    Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

    Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

    Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

    Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

    Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

    Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

    Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

    Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

    ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

    1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:

    ни в том, что появился на свет,

    ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,

    ни в том, что не дал ожидаемого счастья,

    ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

    И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

    2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.

    3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

    4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

    – вовремя не поняли его;

    – пожалели свои силы и время;

    – стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

    – стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

    Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

    – всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;

    – в лучшее, что в нем еще будет;

    – быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;

    – сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

    Основные параметры неправильного воспитания

    1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.

    Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении элементарного чувства достоинства.

    2. Неприятие детей.

    Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.

    3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.

    4. Негибкость родителей в отношении с детьми:

    – недостаточный учёт ситуации, момента;

    – фиксация проблем, застревание на них;

    – отсутствие альтернатив в решениях;

    5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или наоборот.

    6. Непоследовательность в обращении с детьми:

    меняющие и противоречивые требования родителей.

    7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.

    8. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха

    – беспокойство и паника по любому поводу;

    – стремление чрезмерно опекать ребенка;

    – не отпускать ребёнка от себя;

    – предохранение от воображаемых опасностей;

    – стремление делать всё для ребёнка заранее;

    – навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

    – безоговорочное подчинение своей точке зрения;

    – стремление подчинить ребёнка;

    – навязывание мнений и готовых решений;

    – строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;

    – постоянный контроль за действием ребёнка.

    – навязывание детям большого числа правил;

    – бесконечное число порицаний и замечаний;

    – нетерпимость к слабостям и недостаткам;

    – отношение к детям, как взрослым.

    12. Недоверие к возможностям детей:

    – настороженность и подозрительность в отношении перемен;

    – недоверчивость к мнению ребёнка;

    – неверие в его самостоятельность;

    – перепроверка его действий;

    – предостережения и угрозы.

    13. Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.

    – настороженность и подозрительность в отношении перемен;

    Женская сила

    Но ведь для того, чтобы семья была счастливой, важен не только идеальный порядок в доме, гармония в семье играет куда большую роль и приносит ощутимую пользу. И многое здесь зависит от женщины, ибо именно она издревле является хранительницей семейного очага. Только в ее силах создать в семье такие условия, чтобы мужчина хотел быть защитником интересов своей семьи, не только ее материальных ценностей, но и моральных устоев, ценностей духовных. Очень важно так распределить обязанности в семье, чтобы загрузка каждого ее члена была равномерной и посильной, а каждый из супругов оставался равноправным и играющим важную роль в процессе создания семейной идиллии.

    Важность гармонии понимают все без исключения, ибо невозможно достичь цели, когда гребцы гребут в разных направлениях. Только не все, к сожалению, хотят и могут этого добиться. Ведь гармония в семье строится на взаимопонимании, четкой согласованности действий супругов и других домочадцев, сопереживании и проявлении сочувствия, создании максимально позитивной атмосферы и уюта в семье.

    Ссылка на основную публикацию