Борьба с курением — запрет, приказ, социальное явление

Борьба с курением

Что такое курение как социальное явление

Курение как процесс – вдыхание дымов препаратов, преимущественно естественного происхождения, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами. Как правило, данные вещества относятся к группе психоактивных, стимулирующих мозговые центры и изменяющих психическое состояние курящего. Для курения используются сухие смеси. Наибольшее распространение в мире приобрело курение табака. В сознании современного человека курение напрямую ассоциируется с употреблением табака.

Курение – социальная проблема. Его распространение достигло чрезвычайных масштабов. По данным, предоставленным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно в мире выкуривается более 15 миллиардов сигарет на душу населения (учитывая некурящих). Россия занимает 33 место в рейтинге стран по количеству курящих среди взрослого населения. Ежегодно гражданами России выкуривается более 300 миллиардов сигарет. Курение как социальное явление опасно тем, что:

  • Наносит непоправимый вред здоровью курящего;
  • Провоцирует пассивное курение тех, кто находится в зоне распространения облака сигаретного дыма;
  • Токсичность табачного дыма превышает в 4 раза токсичность выхлопных газов;
  • Состав табачного дыма содержит множество ядовитых опасных веществ, в том числе канцерогенов, которые не только убивают организм курящего, но и с выдыхаемым дымом попадают в атмосферу.

Что такое борьба с курением: основные меры и способы борьбы с курением

Борьба с курением – комплекс общественно-бытовых, административных, культурных, правовых мер, направленный на снижение уровня потребления табачных изделий, а также предупреждение его дальнейшего употребления. Первые меры в борьбе с курением были предприняты еще задолго до того, как проблема приобрела всемирный масштаб. Первый факт лишения свободы за курение табака относится к 16 веку.

В настоящее время всемирная практика по борьбе с курением использует несколько способов предотвращения распространения курения:

  • Разъяснительный. Данная методика предполагает разъяснения вреда курения, последствий привычки. Основными недостатками данного метода борьбы с курением являются его ограниченность воздействия на аудиторию, эпизодичность, малая убедительность в сравнении со стереотипной популяризацией курения (кино, литература);
  • Ограничительно-запретительный. Данный способ борьбы с курением является более действенным, нежели простое разъяснение и теоретическое донесение фактов о вреде курения целевой аудитории. Тем не менее, в странах с несовершенным законодательством (Россия среди них) наблюдается тенденция низкого уровня соблюдения установленных законом правил и регламентов;
  • Всестороннее устранение и замещение потребности людей в курении табачных изделий. Данный подход отличается комплексностью воздействия на социум: правовое и административное ограничение, культурное, научное, общественно-бытовое воздействие. Целью данной методики является поиск причин в обществе, побуждающих людей к курению, и устранения данных причин. Следует признать, что в России применяется крайне разрозненный комплекс мер по борьбе с курением, что объясняет их низкую эффективность.

Курение в России – масштабность проблемы

Данные исследования потребления табака в России показали, что в России курят:

  • Более 62% мужчин;
  • Около 28% женщин.

Общее количество курящих превышает 44млн человек, что составляет более 40% общего населения страны. Около 1% населения России начинает курить до 15 лет. Данные того же исследования выявили достаточно высокую интенсивность курения в России. Так, мужчины в среднем выкуривают около 18 сигарет в день, в то время как количество выкуриваемых сигарет в день женщинами достигает 13-15 штук.

Около 80% населения России подвержено пассивному курению (бары, общественные места, в своих домах). С курением в России связано более 23% мужских смертей и около 4% женских.

Борьба с курением в России

Основной причиной достижения такого масштаба социальной проблему курения в России становится разрозненность принимаемых мер в борьбе с курением.

Среди основных этапов по борьбе с курением в России можно выделить следующие:

  • Присоединение России к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака 16 апреля 2008 года;
  • Принятие приказа о запрете курения в стране (Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013г).

Положения конвенции регламентируют и ограничивают международные стандарты в следующих областях:

  • Пассивное курение;
  • Увеличение цен и налогов на табачные изделия;
  • Незаконная торговля;
  • Реклама и прочие способы пропаганды табачных изделий и стимулирование их потребления;
  • Маркировка табачных изделий;
  • Спонсорство общественных и спортивных мероприятий.

Федеральный закон предполагает:

  • Ограничение мест, разрешенных для курения. Под действие запрета на курение в России попадают все общественные организации и учреждения, образовательные, медицинские, места общественного пользования, а также территория, прилегающая к ним в радиусе 15м. Запрет на курение в России также ограничивает употребление табачных изделий в поездах дальнего следования, морских и воздушных судах, гостиницах и жилищных помещениях прочего типа;
  • Ограничения торговли табачными изделиями;
  • Запрет любого рода рекламы, спонсорства, стимулирования потребления табачных изделий;
  • Прочие меры, в числе которых оказание медицинской помощи, направленной на отказ от табакокурения и лечение никотиновой зависимости, меры по сокращению спроса на табачные изделия, информирование населения о вреде табакокурения, строгий контроль экономической сферы в производстве, сбыте, импорте, экспорте табачных изделий.

Будет ли эффективен приказ о запрете курения? Федеральный закон о запрете курения вступил в силу 1 июня 2013 года. Нарушение данного приказа о запрете курения предполагает штрафные санкции:

  • Продажа табачных изделий несовершеннолетним – от 8 до 90 тыс. рублей;
  • Курение в запрещенных местах для граждан – до 50 тыс. рублей;
  • Реклама табачных изделий – от 2 до 500 тыс. рублей.

“Антитабачный” закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют “антитабачного” закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом “антитабачном” законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение “антитабачного” закона (полное название — проект Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О рекламе” в связи с принятием Федерального закона “Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”, № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

– Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
– конфискация табачной продукции

– Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
– конфискация табачной продукции

– Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
– либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

– Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
– конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

– Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
– конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: “Будет ли, на ваш взгляд, “работать” данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?” выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под “двойной запрет” или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под “двойной запрет”?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти “на поводу” у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. “Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице”, – отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. “Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу”.

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

Данные требования предусматривают, что места для курения располагаются вне территорий и помещений, где курение запрещено, и должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

На открытом воздухе такие места необходимо оборудовать пепельницами, знаками “Место для курения” и искусственным освещением (в темное время суток), информационными материалами о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. В зданиях курительные комнаты должны находиться в изолированных помещениях. Кроме соответствия перечисленным выше требованиям, места для курения также должны быть оборудованы огнетушителем и “дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения”.

Помимо указанных требований, Министерство здравоохранения РФ также обнародовало проект требований, устанавливающих обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

Так, к знаку о запрете курения предъявляются следующие требования: это должно быть цветографическое изображение размером не менее 200х200 мм (кроме знаков в транспорте и дополнительных — на дверях гостиничных номеров, в тамбурах поездов, у барных стоек и т.п.). Такой знак планируется размещать у каждого входа на территорию, объект или в здании, где курение запрещено (у транспортных средств — на всех дверях), а также в местах общего пользования (туалетах). Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание разных видов услуг, знак размещается у входа в каждое помещение, в котором оказывается та или иная услуга.

Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях — занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, “разрешающих” курить на рабочих местах, еще не приняты.

В меньшей степени повезло сотрудникам учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, стадионы, госучреждения и др.). По новому закону они попадают под “двойной запрет”. Сотрудники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. На прошлой неделе стало известно, что с 1 июня текущего года депутаты Госдумы будут курить в специальном павильоне, который расположен рядом с одним из подъездов нижней палаты парламента. Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы Государственной думы на проведенном 24 мая 2013 года пленарном заседании, сообщил: “Комитет по регламенту согласовал предложенные аппаратом Госдумы места и соответствующий павильон будет расположен на улице возле подъезда № 6”.

Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси: “Отказавшись от курения, сотрудник сам поощряет себя более долгой и здоровой жизнью. Мы помогаем и поддерживаем сотрудников, которые хотят отказаться от курения, так как понимаем, что это порой бывает очень сложно сделать. У нас разработан глобальный стандарт, которого придерживается и российское подразделение Unilever. Для сотрудников, которые хотят отказаться от курения, действуют программы поддержки: организуются лекции, консультации специалистов по отказу от курения, оплачивается медикаментозное лечение и т.п. После вступления в силу “антитабачного” закона соблюдать наш глобальный стандарт станет проще, так как в странах Европы давно действуют похожие законы”.

Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

Вопрос о том, как будет осуществляться органами исполнительной власти контроль за соблюдением “антитабачного” закона, остается открытым.

Новости по теме:

Документы по теме:

Инфографика:

Где нельзя курить в России? Новые ограничения “антитабачного” закона с 1 июня 2014 года
С 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий. В частности, запрещено выкладывать пачки сигарет на витринах и в прикассовой зоне магазинов. Запрещено курение в поездах дальнего следования и круизных теплоходах, на перронах электричек пригородного сообщения, помещениях кафе и ресторанов. По мнению законодателя, эти меры снизит число курильщиков табака.
Какие еще введены ограничения по продаже и потреблению табачных изделий и какое наказание предусмотрено за их нарушение, узнайте из нашей инфографики.

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

Приказ о запрете курения на предприятии – образец

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Приказ о запрете курения на территории предприятия

Приказ о запрете курения на территории предприятия относится к распорядительной документации фирмы и составляется в определенном порядке.

В каких случаях применяется документ

Практика запрета курения на предприятиях на сегодняшний день имеет широчайшее распространение. Связано это с тем, что руководство компаний уделяет большое внимание охране здоровья сотрудников и созданию безопасных условий труда.

Кроме того, на введение табу и ограничений по поводу курения влияют и законодательные нормы, которые предписывают ряду организаций оборудование специальных помещений для любящих «подымить» людей, а то и полный запрет на курение.

В частности, курение запрещено в образовательных и медицинских учреждениях, а также государственных и бюджетных структурах – здесь курить нельзя не только внутри зданий, но и в пределах прилегающих территорий.

За курение по закону предусмотрен административный штраф.

Отдельно следует отметить то, что если компания не является собственником офиса (производственного цеха, склада и т.д.), в котором работает, а лишь арендует квадратные метры, то она не может влиять на принятые здесь нормы в отношении курения. При желании организовать «курилку» необходимо будет обратиться к владельцу помещения.

Процедура запрета курения

Для того, чтобы ввести запрет на курение на предприятии, надо первым делом составить соответствующий приказ.

Затем исполнители начальственного распоряжения знакомят с его текстом сотрудников предприятия (обязательно под роспись), изготавливают и размещают в местах общего пользования специальные таблички.

Непосредственный составитель приказа

Составление приказа можно доверить любому работнику компании, знакомому с нормами создания распорядительной документации, а также законодательством РФ (гражданским и трудовым). Обычно эту функцию выполняет секретарь, юрисконсульт, специалист кадрового отдела или иной сотрудник, приближенный к руководству фирмы.

Вне зависимости от того, кто исполнит эту обязанность, после окончательного формирования приказа, документ должен быть передан на подпись директору.

Мотивы для создания приказа

Обоснование и основание – два кита, на которых держится данный документ и именно на них должен опираться составитель распоряжения.

Обоснование – это объективный повод для создания документа, пишется оно после слов «В связи с…». В качестве основания выступает какой либо конкретный документ или законодательный нормативный акт, на который в приказе дается прямая ссылка. В данном случае основанием можно считать Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Особенности оформления бланка

Если на вас возложена обязанность по составлению приказа о запрете курения в организации, рекомендуем ознакомиться с нашими советами и обратить внимание на образец документа.
Прежде всего, дадим некоторые общие сведения.

Приказ о запрете курения, как и любой другой распорядительный акт не имеет стандартной формы, так что писать его допускается в произвольном виде или, если компании имеет разработанный шаблон документа – по его типу. Для оформления распоряжения подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (общепринятый — А4), так и фирменные бланки предприятия. Допустим печатный и рукописный текст (во втором случае, важно, чтобы не было никаких помарок, ошибок и исправлений).

При формировании приказа следует соблюсти лишь один важный критерий – он должен быть заверен подлинной подписью директора фирмы (т.к. приказы всегда пишутся от его имени) или сотрудника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя.

Проштамповывать бланк приказа не обязательно – необходимость в этом есть только тогда, когда норма по удостоверению внутренних документов организации с помощью различного рода клише закреплена в ее локальных правовых актах.

Приказ формируется всегда в единственном оригинальном экземпляре, а если его надо размножить, делаются заверенные копии. Сведения о документе заносятся в журнал учета распорядительной документации.

Образец документа

При составлении текста приказа, учитывайте, что его структура и содержание должны соответствовать определенным неписаным правилам делопроизводства.
В «шапке» нужно указать:

  • наименование организации;
  • название и номер документа;
  • место (населенный пункт) и дату его составления;
  • обоснование для создания распоряжения (тут можно сослаться на охрану здоровья работников).

Далее пишется основная часть:

  • первым делом сюда включается собственно запрет на курение, а также точные требования работодателя (например, о курении только в специально отведенных местах);
  • указываются сотрудники, которые должны внести изменения во внутренние нормативно-правовые бумаги фирмы, ознакомить с распоряжением других работников, а также изготовить и разместить информационные листы, таблички и знаки;
  • ниже вписывается ответственный за исполнение приказа сотрудник и основание для создания данного распоряжения.

При необходимости документ можно дополнить и другой информацией (о согласовании общих мест для курения с соседними предприятиями, введении дисциплинарной ответственности за нарушение табу и т.п.) – в общем, действуйте по обстоятельствам.

Сколько времени и как хранить приказ

После того, как приказ будет составлен, заверен и выпущен, все заинтересованные лица с ним ознакомятся, бланк следует вложить в папку с прочей распорядительной документацией предприятия. Здесь он должен лежать весь период действия, который может быть обозначен в самом документе или же автоматически приравнен к одному году.

Затем данное распоряжение можно передать в архив организации и по истечения периода хранения уничтожить с соблюдением порядка, установленного в законе.

Федеральный закон о запрете курения

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Государственные меры по ограничению курению табака – Актуальная информация для потребителей

Государственные меры по ограничению курению табака

Государственные меры по ограничению курению табака

Право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья закреплено статьей 12 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах», принятого Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16.12.1966 года. Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов («Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)»).

В целях защиты нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака 21.05.2003 года в городе Женеве заключена «Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака».

Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию 01.09.2008 года, взяв на себя обязательства по разработке и внедрению мер по борьбе против табака и защите населения от медико-санитарных, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. Поэтапный запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий нашли отражение в Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 23.09.2010 года № 1563-р. Меры, направленные на предотвращение воздействия на окружающих табачного дыма и снижения потребления табака, включены в Федеральный закон от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В настоящее время согласно ст. 12 Закона N 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака:

– на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

– на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

– на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

– в помещениях социальных служб;

-в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

– на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

– в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

– на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

– на автозаправочных станциях.

Однако, на основании решения собственника имущества допускается курение табака: в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;.

Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно необходимо размещать знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Кроме того, Закон N 15-ФЗ устанавливает перечень запретов, призванных оградить несовершеннолетних от табакокурения. Запрещена продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечение детей в процесс потребления табака. Также не допускается покупка для них либо передача им табачных изделий или табачной продукции, предложение им табачных изделий или табачной продукции, требование употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом).

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции, сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию, совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен(ст. 20 Закона N 15-ФЗ).

На установление специальных санкций за нарушение антитабачного законодательства направлен Закон N 274-ФЗ, который вступил в силу 15 ноября 2013 г. (за исключением отдельных положений):

– нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (ст. 6.24 КоАП РФ);

– несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (ст. 6.25 КоАП РФ);

– спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей (ст. 14.3.1 КоАП РФ);

– несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст. 14.53 КоАП РФ).

Читайте также:  Сигареты без никотина - отзывы, виды, вред
Ссылка на основную публикацию